Амулет Апачей

Апачи опоздали на юго-запад, прибыв на территорию нынешнего штата Нью-Мексико с севера примерно в то же время, когда испанцы вошли в регион с юга. Первоначально они были охотниками-собирателями, собирали дикие растения и охотились на буйволов, лосей, оленей и более мелкую дичь. Но как только апачи обосновались в горах Нью-Мексико, они развили экономику набегов и торговли, нападая на испанские поселения вдоль Рио-Гранде и дальше на юг в Чиуауа за скот, кукурузу и пленников, а затем предлагая свою добычу испанцам в обмен на инструменты, ткань, ножи и оружие. Отдаленные вершины и каньоны их горных домов позволяли им противостоять всем попыткам испанцев завоевать их.

Мальчики-апачи выросли воинами. С раннего детства их учили закалять свое тело, купаясь в ледяной воде и бегая на длинные, изнурительные дистанции. Когда им было около шестнадцати, они стали учениками воинов и отправились в свои первые четыре рейда под руководством старших. Они соблюдали определенные церемониальные ограничения, такие как использование священной лексики, питье воды через трубку, чтобы она не касалась их губ, и использование палки, чтобы почесаться, чтобы ногти не соприкасались с кожей. Когда молодые люди успешно завершили свой четвертый рейд, они искали шамана, который помог бы им обрести особую силу, которая укрепила бы их в бою. Например, женщина из племени чирикауа по имени Лозен знала, когда враг был рядом, потому что ладони ее рук покалывало. Ее дядя Нана обладал способностью находить боеприпасы. Джеронимо обладал способностью задерживать восход солнца, чтобы атаковать врага в темноте. Иногда сила ассоциировалась с животным (таким как медведь или олень) или природным явлением (молния или дождь), и шаман давал воину амулет, который изображал источник его силы.

Культура апачей на Юго-западе сохранялась неизменной в течение трех столетий, но когда в 1848 году Соединенные Штаты приобрели Нью-Мексико, агрессивные фермеры, шахтеры и старатели вторглись на родину апачей. Когда племя сопротивлялось этим вторжениям, армия США построила форты и создала резервации в попытке контролировать их и превратить в фермеров. Некоторые лидеры апачей выступали за сотрудничество и мирное сосуществование с белыми; другие сопротивлялись ограничению свободы и зависимости от государственных пайков.

Среди повстанцев был Викторио, брат Лозена и вождь племени чихенн, или апачей Уорм-Спрингс, чья родина предков находилась в Черных горах, к северо-западу от того, что сейчас является Правдой или Последствиями. Осенью 1879 года Викторио возглавил смешанную группу из Варм-Спрингс и апачей Мескалеро, всего около трехсот, из резервации Мескалеро в восточной части Нью-Мексико и начал то, что стало называться Войной Викторио.

Викторио и его воины зигзагами пересекали Нью-Мексико, Чиуауа и Транс-Пекос в течение тринадцати месяцев, вселяя ужас в сердца поселенцев, ведя по меньшей мере пять ожесточенных сражений с кавалерийскими войсками и гражданским ополчением и ускользая от всех преследователей. За этот период они несколько раз пересекали границу Мексики, зная, что американские войска не смогут преследовать их через границу.

К началу 1880 года армия поняла, что Викторио регулярно переправлялся через границу из Мексики, чтобы пополнить запасы боеприпасов и собрать свежих лошадей и новобранцев в резервации Мескалеро. Полковнику Бенджамину Грирсону, командиру Десятого кавалерийского полка в Транс-пЕкосе, было приказано перебросить свой полк в Нью-Мексико для усиления войск там. У Грирсона была идея получше. Он получил разрешение разместить войска у водопоев в Техасе, где останавливался Викторио по пути в Нью-Мексико. 29 июля Грирсон с небольшим эскортом столкнулся с апачами Викторио, направлявшимися на север от Рио-Гранде к источнику воды под названием Тинаха-де-лас-Пальмас, в нескольких милях к юго-западу от Ван Хорна. Грирсон расположил своих людей за валунами над водопоем и послал за подкреплением. Последовал четырехчасовой бой, и Викторио отступил, оставив семерых воинов мертвыми. Грирсон знал, что апачи перегруппируются и попытаются обойти его, поэтому он совершил форсированный марш в 65 миль за 21 час до следующего источника воды, Рэттлснейк-Спрингс, в горах Диабло, где он снова перехватил Викторио, убив еще четырех воинов. Это был первый раз с тех пор, как Викторио вывел своих воинов из резервации Мескалеро, когда ему помешали отправиться туда, куда он хотел, и эти два сражения ознаменовали конец войны Викторио к северу от границы. Он отступил в Мексику, и в октябре он был убит вместе с большей частью своей группы в бою с мексиканскими войсками в месте в пустыне к северу от города Чиуауа под названием Трес Кастильос.

Один из индейцев, убитых либо в Тинаха-де-лас-Пальмас, либо в Рэттлснейк-Спрингс, носил амулет из сыромятной кожи в форме ящерицы длиной тринадцать с половиной дюймов и шириной три с четвертью дюйма, обмотанный нитями торговых бусин, чтобы создать узор из квадратных точек вдоль позвоночника. К его голове был привязан один красный боб мескаля, семя техасского горного лавра, Софора секундифлора. Бобы мескаля обладают галлюцинаторными свойствами и, как считалось, приносили успех в рейдовых экспедициях. Грирсон приобрел амулет, который был снят с тела воина, и несколько лет спустя передал его Сьюзен Джейнс, у которой был небольшой музей в Форт-Дэвисе. В 1929 году Джейнс подарил его музею Биг-Бенд в Государственном университете Сул Росс в Альпине, где он находится и по сей день. Он не смог защитить своего владельца от смерти, но он все еще излучает силу из своего футляра в музее.

https://www.texasmonthly.com/articles/the-apache-amulet/

Ссылка на основную публикацию