Магия в Древнем Египте

Статья

В Древнем Египте, если женщина испытывала трудности с зачатием ребенка, она могла провести вечер в камере бес (также известной как инкубационная камера), расположенной в храме. Бес был богом деторождения, сексуальности, плодородия, среди прочих его обязанностей,и считалось, что вечер в присутствии Бога будет способствовать зачатию. Женщины носили амулеты бес, носили татуировки бес, чтобы стимулировать рождаемость.

Как только ребенок рождался, изображения бес и амулеты использовались для защиты, когда он или она росли, и позже ребенок становился взрослым, который принимал эти же ритуалы и верования в повседневной жизни. После смерти считалось, что человек переходит на другой план существования, в страну богов, и ритуалы, связанные с погребением, основывались на том же понимании, которое человек знал всю свою жизнь: сверхъестественные силы были так же реальны, как и любой другой аспект существования, и Вселенная была наполнена магией.

Магия в Древнем Египте не была салонным трюком или иллюзией; это было использование сил естественных законов, понимаемых как сверхъестественные сущности, для достижения определенной цели. Для египтян мир без магии был немыслим. Именно с помощью магии был создан мир, магия поддерживала мир ежедневно, магия исцеляла, когда человек болел, давала, когда у него ничего не было, и гарантировала вечную жизнь после смерти. Египтолог Джеймс Генри Брестед (James Henry Breasted) замечает, что магия пронизывала каждый аспект жизни Древнего Египта и была «такой же само собой разумеющейся вещью, как сон или приготовление пищи» (200). Магия присутствовала в зачатии, рождении, жизни, смерти и загробной жизни и была представлена Богом, который был старше творения: Хека.

Хека был богом магии и практики самого искусства. Маг-жрец или жрец-врач призывал Хеку в практике Хеки. Бог был известен еще в Додинастический период (ок. 6000-ок. 3150 до н. э.), развился в ранний династический период (ок. 3150-ок. 2613 до н. э.) и появляется в Текстах Пирамид Старого Царства (ок. 2613-2181 до н. э.) и Гробовых текстах первого промежуточного периода (2181-2040 до н. э.). У Хеки никогда не было храма, культа или формального поклонения по той простой причине, что он был настолько всепроникающим, что пронизывал каждую область египетской жизни.

Подобно богине Маат, у которой также никогда не было официального культа или храма, Хека считалась основной силой видимого и невидимого мира. Маат представлял центральную египетскую ценность равновесия и гармонии, в то время как Хека была силой, которая делала возможным равновесие, гармонию и все другие концепции или аспекты жизни. В текстах Гроба Хека утверждает, что эта изначальная сила гласит: «мне принадлежала Вселенная до того, как появились вы, боги. Ты пришел потом, потому что я-Хека» (заклинание 261). После сотворения мира Хека поддерживала мир как силу, которая давала богам их способности. Даже боги боялись его, и, по словам египтолога Ричарда Уилкинсона, «он считался богом неоценимой силы» (110). Эта сила была очевидна в повседневной жизни: мир действовал так, как он действовал, Благодаря богам, а боги могли выполнять свои обязанности благодаря Хеке.

Магия И Религия

Жрецы храмовых культов понимали это, но их функция состояла в том, чтобы чтить и заботиться о своем конкретном божестве и обеспечивать взаимность между этим богом и людьми. Поэтому жрецы и жрицы не призывали Геку напрямую, потому что он уже находился во власти божества, которому они служили.

Магия в религиозной практике принимала форму установления того, что уже было известно о богах и о том, как устроен мир. По словам египтолога Яна Ассмана, ритуалы храма «преимущественно направлены на поддержание и стабильность» (4). Египтолог Маргарет Бансон уточняет:

Основная функция жрецов, по-видимому, оставалась неизменной; они поддерживали чистоту храмов и святилищ, проводили культовые ритуалы и обряды, а также проводили большие праздничные церемонии для публики. (208)

В своей роли защитников веры они также должны были демонстрировать силу своего Бога против сил любого другого народа. Известный пример этого приведен в библейской Книге Исход (7: 10-12), когда Моисей и Аарон противостоят египетским «мудрецам и колдунам».

Жрец был посредником между богами и людьми, но в повседневной жизни люди могли общаться с богами через свои собственные частные практики. Какими бы другими обязанностями ни занимался священник, как указывает Ассман, его первостепенное значение заключалось в придании людям богословского смысла посредством мифологических повествований. Они могли предлагать советы, советы или материальные блага, но в случае болезни, травмы или психического заболевания консультировались с другим специалистом-врачом.

Магия И Медицина

Хека был богом медицины, так же как и магии, и не без оснований: оба они считались одинаково важными медицинскими профессионалами. Существовал вид врача с титулом swnw (врач общей практики) и другой, известный как sau (магический практик), обозначающий их соответствующие области знаний, но магия широко использовалась обоими. Врачи работали в учреждении, известном как Пер-Анх («Дом Жизни»), часть храма, где писались, переписывались, изучались и обсуждались медицинские тексты.

Медицинские тексты древнего Египта содержат заклинания, а также то, что сегодня считается «практическими мерами» в лечении болезней и травм. Болезнь считалась сверхъестественной по своему происхождению на протяжении всей истории Египта, хотя архитектор Имхотеп (около 2667-2600 гг. до н. э.) написал медицинские трактаты, объясняющие, что болезнь может возникнуть естественным путем и не обязательно является наказанием, посланным богами.

Жрец-врач-маг тщательно осматривал и расспрашивал пациента, чтобы определить природу проблемы, а затем призывал того Бога, который казался наиболее подходящим для ее решения. Болезнь была нарушением естественного порядка вещей, и поэтому, в отличие от роли храмового жреца, который поддерживал веру людей в богов с помощью стандартных ритуалов, врач имел дело с мощными и непредсказуемыми силами, которые должны были быть вызваны и умело контролироваться.

Врачи, даже в сельских деревнях, были дорогими, и поэтому люди часто обращались за медицинской помощью к кому-то, кто, возможно, когда-то работал с врачом или приобрел некоторые медицинские знания каким-то другим способом. Эти люди, по-видимому, регулярно вправляли сломанные кости или назначали травяные лекарства, но не считались уполномоченными вызывать заклинание для исцеления. Однако это было бы официальной точкой зрения на этот предмет; похоже, что многие люди, которые не считались врачами, все еще практиковали своего рода медицину с помощью магических средств.

Магия в повседневной жизни

Среди них были провидицы, мудрые женщины, которые могли видеть будущее и также играли важную роль в исцелении. Египтолог Розали Дэвид отмечает, что «было высказано предположение, что такие провидцы, возможно, были обычным аспектом практической религии в Новом Царстве и, возможно, даже в более ранние времена» (281). Провидцы могли помочь женщинам забеременеть, толковать сны и прописывать травяные лекарства от болезней. Хотя большинство египтян были неграмотны, похоже, что некоторые люди — например, видящие — могли запоминать прочитанные им заклинания для последующего использования.

Египтяне всех социальных классов, от царя до крестьянина, верили в магию и полагались на нее в своей повседневной жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные амулеты и амулеты, найденные при раскопках, надписи на обелисках, памятниках, дворцах и храмах, гравюры на могилах, личная и официальная переписка, надписи и погребальные принадлежности. Розали Дэвид объясняет, что «магия была дана человечеству богами как средство самозащиты, и это могло быть осуществлено королем или магами, которые эффективно взяли на себя роль богов» (283). Однако, когда король, маг или врач были недоступны, обычные люди выполняли свои собственные ритуалы.

Амулеты и заклинания использовались для увеличения плодовитости, для удачи в делах, для улучшения здоровья, а также для проклятия врага. Имя человека считалось его личностью, но египтяне верили, что у каждого человека также есть тайное имя (РЕН), которое известно только человеку и богам. Узнать свое тайное имя означало обрести над ними власть. Даже если кто-то не мог обнаружить РЕН другого человека, он все равно мог осуществлять контроль, клевеща на имя этого человека или даже стирая его имя из истории.

Магия в смерти

Точно так же, как магия была вовлечена в рождение и жизнь человека, она присутствовала и при его уходе в следующий мир. Мумификация практиковалась для того, чтобы сохранить тело, чтобы душа могла узнать его в загробной жизни. Последним действием жрецов на похоронах была церемония открытия рта, во время которой они касались мумифицированного трупа различными предметами в разных местах тела, чтобы восстановить использование ушей, глаз, рта и носа. Благодаря этому магическому ритуалу умершие могли видеть и слышать, обонять и пробовать на вкус, а также говорить в загробной жизни.

Вместе с мумией были обернуты амулеты для защиты, а в гробницу были включены погребальные принадлежности, чтобы помочь ушедшей душе в следующем мире. Многие могильные вещи были практичными предметами или любимыми предметами, которыми они пользовались при жизни, но многие другие были магическими амулетами или предметами, к которым можно было обратиться за помощью.

Наиболее известными из них были куклы шабти. Это были фигурки из фаянса, дерева или любого другого материала, которые иногда напоминали покойника. Поскольку загробная жизнь считалась продолжением земной жизни человека, шабти можно было призвать работать на него в поле тростника. Заклинание 472 из текстов Гроба (повторенное позже как заклинание 6 из египетской Книги Мертвых) дано для того, чтобы оживить Шабти, когда это необходимо, чтобы человек мог продолжать наслаждаться загробной жизнью, не беспокоясь о работе.

Египетская Книга Мертвых иллюстрирует веру в магию, действующую в загробной жизни. Текст содержит 190 заклинаний, которые помогают душе ориентироваться в загробной жизни, чтобы достичь Рая поля тростника, вечного рая, который идеально отражает жизнь человека на земле, но без разочарования, болезни или страха смерти и потери. Во всей египетской Книге Мертвых душа получает указания, какие заклинания использовать, чтобы пройти через определенные комнаты, войти в двери, превратить себя в различных животных, чтобы избежать опасностей, и как ответить на вопросы богов и их царства. Все эти заклинания показались бы древнему египтянину столь же естественными, как детальные указания на карте любому современному человеку — и столь же разумными.

Заключение

Современному человеку может показаться странным отождествлять магические решения с разумом, но это просто потому, что сегодня человек привык к совершенно иной парадигме, чем та, которая преобладала в Древнем Египте. Это, однако, не означает, что их понимание было ошибочным или «примитивным», а нынешнее-изощренным и правильным. В настоящее время считается, что модель мира и Вселенной, коллективно признанная «истинной», является наилучшей из возможных моделей именно потому, что она истинна. Согласно этому пониманию, убеждения, которые отличаются от истины, должны быть неправильными, но это не обязательно так.

Ученый К. С. Льюис наиболее известен своими фантастическими произведениями о Земле Нарнии, но он написал много других книг и статей о литературе, обществе, религии и культуре. В своей книге «отброшенный образ» Льюис утверждает, что общества отвергают старые парадигмы не потому, что новые оказываются более верными, а потому, что старая система верований больше не удовлетворяет потребностям общества. Господствующие в современном мире убеждения, которые люди считают более развитыми, чем убеждения прошлого, не обязательно более истинны, но только более приемлемы. Люди в наши дни принимают эти концепции как истинные, потому что они соответствуют их модели того, как устроен мир.

Именно так древние египтяне видели свой мир. Модель мира, как они ее понимали, содержала магию как существенный элемент, и это было вполне разумно для них. Вся жизнь пришла от богов, и эти боги были не далекими существами, а друзьями и соседями, которые населяли храм в городе, деревья у ручья, реку, дающую жизнь, поля, которые пахали. Каждая цивилизация в любую данную эпоху верит, что она знает и действует на основе истины; если бы они этого не знали, они бы изменились.

Когда модель мира изменилась для Древнего Египта около 4 — го века н. э. — от генотеистического/политеистического понимания к монотеизму христианства-их понимание «истины» также изменилось, и вид магии, которую они признали наполняющей их жизнь, был заменен на новый пардигм, который соответствовал их новому пониманию. Это не означает, что новое понимание было правильным или более «истинным», чем то, во что они верили на протяжении тысячелетий; просто теперь оно стало более приемлемым.

https://www.ancient.eu/article/1019/magic-in-ancient-egypt/

Ссылка на основную публикацию