Здоровье в Индии: исцеление амулетами и антибиотиками

Традиционные и современные методы лечения существуют в Индии параллельно. Оба подхода могут дополнять друг друга

Хотя Габриэле Алекс и Вибха Джоши принадлежат к разным отделам Института Макса Планка по изучению религиозного и этнического разнообразия в Геттингене, оба ученых изучают широкий спектр используемых методов исцеления и традиций, которым следуют в индийском обществе. Здесь они показывают с разных точек зрения, что предполагаемые противоречия на самом деле не так уж несовместимы на практике.

Текст: Биргит Фенцель

В Индии люди, которые заболевают, могут выбирать из огромного количества методов лечения, доверяя навыкам квалифицированного врача или целителя.

© Институт изучения религиозного и этнического разнообразия имени Макса Планка– Габриэле Алекс

В Индии те, кто заболевает, могут выбирать между Западной биомедициной и широким спектром местных методов лечения. Они могут облегчить свою боль с помощью аюрведических масел, назальных спринцеваний

или клизмы, или попытать счастья с обычными гомеопатическими гранулами или натуропатическими растительными мазями. Они также могут перестроить несбалансированные энергии своего тела с помощью терапии, назначенной врачом сиддхи, включающей рвоту, очищение или горячие компрессы. Пациенты также могут проконсультироваться со специалистом Unani, работающим в соответствии с греческими четырьмя принципами юмора, чтобы восстановить правильный баланс крови, мокроты и черной и желтой желчи. В особо острых случаях специалисты даже предлагают услуги, уходящие в область метафизики.

По наблюдениям Габриэле Алекс, консультируется ли пациент со сломанной ногой с хирургом или полагается на навыки экзорцизма духовного целителя, во многом зависит от предполагаемой причины болезни, расстояния от дома пациента до доступных медицинских услуг и, прежде всего, его социально-экономического статуса. «В основном это то же самое, что и у нас: мы пытаемся вылечить определенные недуги домашними средствами и посещаем врача только при более серьезных заболеваниях».

Антрополог Вибха Джоши провела исследование гибкости, с которой многие индийцы сочетают элементы различных религий с современной и традиционной медициной для лечения болезней, основываясь на своем исследовании Ангами в Северо-Восточной Индии. Согласно местному обычаю, они смешивают христианские, анимистические и другие религиозные элементы при лечении болезней. В отличие от Габриэле Алекс, которая, будучи членом команды Стивена Вертовца, занимается в основном социокультурным разнообразием, Джоши принадлежит к отделу Питера ван де Вира, который фокусируется на аспектах религиозного разнообразия.

Изучение причин через сновидения и трансы

В своей недавно завершенной книге «Христианство и исцеление: Ангами Нага Северо-Восточной Индии» Джоши описывает связь между христианской верой и исцелением среди Ангами Нага в Нагаленде, более 85 процентов из которых являются новообращенными в Крещение, католицизм или другие христианские конфессии. «В некоторых случаях мы возвращаемся на три поколения назад», — говорит исследователь Макса Планка.

Методы, практикуемые духовными целителями, уходят в область метафизики. Якобы сны и видения призывают их использовать свои силы для помощи людям.

© Институт изучения религиозного и этнического разнообразия имени Макса Планка — Габриэле Алекс

Хотя христианство является давно установившейся религией в этом регионе, оно не полностью вытеснило местный духовный мир Ангами. Даже сегодня у них все еще есть медиумы и шаманы, которые, как считается, способны вступать в контакт с древними духами-хранителями.

Некоторые предсказывают будущее, в то время как другие входят в состояние сна или транса, чтобы определить причины болезней и способы их лечения.

В одном из примеров в своей книге Джоши описывает, как люди смешивают различные целительные услуги, предлагаемые биомедициной или народной медициной, христианством и традиционным духовным миром. Исследование касается болезни молодой женщины из баптистской семьи, чей недуг священники объявили вызванным одержимостью. После лихорадочной болезни и первых приступов астмы у пациента внезапно появились агрессивные поведенческие изменения, направленные на все и всех. Во время визита исследователю рассказали обо всех различных попытках найти правильный диагноз и терапию. Сначала семья обратилась к местным целителям, заодно позвав главу соседнего молитвенного центра, который также практиковал как народный целитель. Он определил, что причиной ее отключений был злой дух. Семья также обратилась за консультацией к биомедицине и отвезла девочку в местную больницу для анализа крови, но тамошние врачи не смогли найти объяснения состоянию пациентки. Доктору из Ассама наконец удалось вылечить астму молодой женщины.

Тогда семья обратилась за христианской помощью к пастору, который пытался молитвами изгнать злого духа. Однако приступы ярости не прекращались, и другие жрецы, посовещавшись, пришли к выводу, что действительно большой злой дух, должно быть, поселился в теле девушки так долго, что отделить его было чрезвычайно трудно.

Семья получила второй диагноз от другого проповедника, который приписал приступы гнева девочки греху, совершенному ее прадедом. Третья теория, наконец, объясняла ее состояние как результат отказа пациентки принять божественный дар, когда она была ребенком. Ангами верят, что шаманы и духовные целители призваны сновидениями и видениями использовать свои силы для помощи людям. Отказ от такого призыва ставит под угрозу и тело, и душу.

Библейские цитаты помогают лечению

Во время визита исследователя девочка все еще не была вылечена, несмотря на все методы лечения, которые были испробованы. Антрополога, однако, не интересовал успех или неудача различных методов лечения. Для нее эта история болезни была ярким примером недогматической гибкости отношения Ангами к широкому спектру светской и духовной медицины и традиций лечения. Ни в коем случае не исключено, что священники консультируются по вопросам здоровья. Джоши считает, что эта тесная связь между христианской верой и исцелением имеет отношение к истории миссии в Нагаленде.

Выбор лекарств доступен в Центре первичной медико-санитарной помощи, который включает в себя консультационный кабинет и аптеку.

© Институт изучения религиозного и этнического разнообразия имени Макса Планка – Габриэле Алекс

Первые христианские миссионеры, прибывшие в этот регион в конце XIX века, пытались распространить свое послание среди ангамского общества через образование и медицинскую помощь. «В то время было принято связывать лечение с цитатами из Библии, чтобы приблизить сострадательную сторону христианского Бога к людям», — говорит Джоши. И это все еще так, как она обнаружила во время своих полевых исследований в Нагаленде. «В некоторых клиниках первичной медико-санитарной помощи я видел библейские стихи, висящие над входом или в процедурных кабинетах.» Кроме того, христианские церкви в регионе по-прежнему поддерживают культуру молитвы и исцеления, а вера в чудесные исцеления широко распространена. В качестве примера этих христианских учреждений, чьи методы лечения следуют по стопам Господа, она называет церковь Возрождения Нагаленда, чья специальность включает исцеление через возложение рук и которая управляет целительскими лагерями специально для этой цели.

Исцеление, предлагаемое другими церквями, больше концентрируется на силе молитвы. «Это в основном группы женщин и людей, которые, как полагают, обладают необычными способностями, которые произносят особые молитвы за больных», — объясняет Джоши. Ее наблюдения подтверждают связь, которая все еще существует между христианством и медициной. «Теперь роль церкви состоит в том, чтобы примирить различные враждующие фракции националистов Нага и тем самым исцелить общину Нага».

Образование является ключевым элементом современной индийской системы здравоохранения, как показывают эти плакаты, адресованные молодым матерям.

© Институт изучения религиозного и этнического разнообразия имени Макса Планка — Габриэле Алекс

Коллега Джоши, этнолог Габриэле Алекс, также наткнулся на изображения с христианским подтекстом, проводя исследования в магазинах народных целителей Вагри в Тамилнаде. Вагри — одна из трех групп населения, выбранных Алекс для изучения целительских систем и традиций в Тамилнаде. «Меня особенно интересовало, как низшие касты воспринимают медицинскую терапию и какие методы они используют для лечения болезней», — сказала она, рассказывая о своем проекте.

На самом деле жители самой южной Федеральной провинции Индии имеют доступ к широкому выбору систем здравоохранения. Во-первых, существует традиционная народная медицина с ее чрезвычайно обширным и разнообразным арсеналом средств и рецептов против всевозможных болезней. «К ним относятся бабушкины домашние средства, основанные на целебных травяных чаях, смесях корней и супах, а также профессиональные целители, которые управляют своими собственными практиками или даже клиниками и лечат сломанные кости, укусы животных и кожные заболевания», — говорит Габриэле Алекс, перечисляя некоторые из особенностей традиции натту Марун.

Общим фактором во всех этих процедурах является то, что они основаны на знании лекарственных рецептов и целебных растений из местной природной среды, передаваемых из поколения в поколение. Традиция явно включает в себя идеологический элемент. «Этот вид медицины прочно ассоциируется с романтическим прошлым Индии и образом природы и естественности, который противоречит современному миру», — говорит Алекс. Во-вторых, люди, живущие в сельской местности, также теперь имеют доступ к основным биомедицинским услугам. Как и везде в Индии, спектр государственных медицинских услуг в Тамилнаде заметно улучшился благодаря введению базовых медицинских учреждений.

Здоровье-это связь с прогрессом

«Кроме того, индийское правительство также интегрировало традиционные медицинские традиции и системы знаний в государственную политику здравоохранения», — говорит этнолог. В результате аюрведа, йога, Унани, Сиддха, гомеопатия и естественное исцеление были стандартизированы и включены в государственную программу обучения, исследований и здравоохранения. По словам Габриэле Алекс, » есть также больше частных врачей, чем было 20 лет назад. Когда я начал свои первые исследования в 1998 году в Мадукоттае, там был только один врач — и он не был настоящим врачом, просто шарлатан, который много лет работал помощником врача-биомедика, прежде чем в конце концов основал свой собственный».

Частная больница в штате Тамилнад.

© Институт изучения религиозного и этнического разнообразия имени Макса Планка — Габриэле Алекс

Одиннадцать лет спустя деревня могла похвастаться тремя частными врачами, государственным медицинским центром, где врач, медсестра и лаборант были доступны по утрам в будние дни, и субцентром первичной медико-санитарной помощи с фармацевтом, родильным залом и консультационным кабинетом.

Эти улучшения в биомедицинских услугах, доступных даже в сельских районах, стали результатом программ развития индийского правительства. «Здоровье является главной темой в этом дискурсе и напрямую связано с экономическим ростом и прогрессом», — говорит исследователь. В рамках своего исследования она хотела выяснить, действительно ли улучшение доступа к государственным биомедицинским клиникам вытесняет традиционные системы лечения. Тот факт, что за государственную услугу не взимаются никакие или только очень низкие расходы, по-видимому, подтверждает это.

«Но, несмотря на интерес правительства к теме оказания медицинской помощи, практически никаких исследований на эту тему не проводилось», — говорит Алекс. -Все еще считается, что предоставление хорошей услуги означает, что люди будут ею пользоваться. — в дополнение к Вагри она также выбрала для своего исследования Муттураджу и Параияра, которые представляют традиционные низшие касты, обе из которых живут сельским хозяйством. Вагри, напротив,которые не практикуют как перипатетические целители и не управляют целительскими магазинами, но иногда предлагают лечение из своих домов, являются коммивояжерами, как их предки, продающими косметику на обочине. Другие живут охотой и установкой ловушек для мелких животных.

Исцеление-альтер в Тамилнаде.

© Институт изучения религиозного и этнического разнообразия имени Макса Планка — Габриэле Алекс

«Вагрийские целители известны своей особой народной медициной и чудодейственными средствами против старения, импотенции и бесплодия», — говорит Алекс. Их лечебный репертуар включает в себя масла для наружного применения, а также порошки и пасты, для которых используются целебные растения, в основном стандартные средства народной медицины. Посещая целительские лавки, она также видела, как эти практикующие народную медицину перемешивают и измельчают очень специальные ингредиенты в кастрюлях и сковородках. «Но они также используют животные жиры, змей и мясо в качестве ингредиентов в медицине, и это отличает их от других целителей народной медицины.» Другие специальности Вагри включают гадание и защитную медицину, для которой иногда используются необычные предметы. «Например, они покупают амулеты с лисьим рогом», — объясняет ученый, описывая еще одну специализацию целительского искусства. — Этот маленький рог, предположительно, происходит из черепа лисы и передает силу и мощь животного его владельцу.

Среди индуистских Парайяров в Мадукоттае также ками (владыки) ответственны за ритуальное исцеление. «Члены этой касты поклоняются главным образом божествам, которым приносят в жертву животных и которые проецируют определенную дикость и опасность, таким как Калиамман и Каруппа, а также Муни, который является одновременно божеством и духом», — объясняет Алекс. Эти существа, по-видимому, ответственны как за возникновение болезней, так и за их исцеление. Таким образом, специалисты по ритуалам Параияра также играют целительную роль.

Женщины предпочитают рожать в роддоме

Итак, когда они заболевают, как эти люди выбирают из множества предлагаемых методов лечения, начиная от народных целительских традиций и заканчивая биомедицинскими учреждениями? Это был один из ключевых вопросов в исследовании Габриэле Алекс. Чтобы найти ответы, она работала в полевых условиях, используя качественные и количественные методы сбора этнологических данных. Она записывала истории болезни своих собеседников в беседах один на один, чтобы выявить примеры и изменения в поведении здоровья. Ученый также использовал стандартные анкеты для регистрации типов болезней и их предполагаемых причин, а также выбора целителей и врачей, связывая их с такими факторами, как возраст, пол, уровень образования, Каста и место жительства. Эта методология позволила получить наглядные данные о медицинских возможностях, реально доступных членам этих каст, и о том, как они воспринимают и используют эти возможности. Анализ собранных данных позволил Алекс понять основные причины болезней в этом регионе. «Наиболее распространенными заболеваниями, о которых сообщается, являются лихорадка, простуда и грипп, а также заболевания пищеварительного тракта», — подытожила она. Болезни, связанные с современной цивилизацией, напротив, не играют почти никакой роли.

Население может лишь ограниченно пользоваться услугами государственных медицинских учреждений, но индийские женщины предпочитают рожать в государственных больницах.

© Институт изучения религиозного и этнического разнообразия имени Макса Планка — Габриэле Алекс

Исследователь был также первым человеком, который задокументировал тот факт, что по крайней мере некоторые слои населения путают предположения политиков здравоохранения. «Государственные медицинские клиники посещаются только в ограниченном объеме», — говорит она. «Государственные больницы предпочтительны только для родов, потому что там кесарево сечение не выполняется без необходимости — вместо этого дети появляются на свет медленно».

С другой стороны, большинство опрошенных заявили, что предпочитают посещать частные больницы для лечения лихорадки. «Потому что там часто назначают антибиотики, и лекарства считаются более эффективными», — объяснил исследователь. Она также обнаружила, что пациенты, ищущие лекарство, сочетают различные методы лечения или альтернативные биомедицинские методы с домашними средствами или традиционными искусствами исцеления.

Недоедание-самая большая проблема

Ключевым фактором при выборе направления терапии является предполагаемая первопричина болезни пациента. «Люди там имеют четко дифференцированное представление о причинах болезней, — говорит Алекс, — они различают естественные и сверхъестественные причины.» Биомедицинские врачи компетентны иметь дело с первыми, духовные специалисты-со вторыми.

Скрытые, но популярные: многие пациенты верят в природные средства, такие как те, которые предлагают аптеки Сиддха.

© Институт изучения религиозного и этнического разнообразия имени Макса Планка — Габриэле Алекс

Как выяснил ученый, касты различаются в своих предпочтениях в отношении определенных медицинских учреждений. Парайяр и Муттураджа явно предпочитают государственных врачей и клиники или ходят в аптеки и медицинские магазины, что Габриэле Алекс приписывает социально-экономическому статусу этих каст. «Эти люди-поденщики и просто не могут позволить себе посещение больницы, потому что это означало бы потерю рабочего дня», — говорит она. — Медицинские консультации в аптеках обычно бесплатны, а прививки стоят всего пять-десять рупий.

Анализируя свои анкеты, Алекс также обнаружила интересный парадокс: из всех людей Вагри, чья реакция на государственные медицинские учреждения была наиболее положительной В анкетах, используют их меньше всего из трех групп. «Они считают, что частные больницы обеспечивают лучшее и более эффективное лечение. Это связано с дискриминацией, с которой сталкиваются члены групп низкого статуса в государственных больницах».

Исследователь находит особенно интересным тот факт, что, когда его спросили о том, как улучшить систему здравоохранения, большинство участников ее исследования назвали оптимизацию питания в качестве наиболее важной меры и особенно улучшение потребления белка. «Все государственные программы направлены на расширение системы здравоохранения, но люди в сельской местности считают недоедание своей самой большой проблемой здравоохранения».

Глоссарий

Сиддха

Традиция схоластической медицины развивалась в Южной Азии. Основные влияния сиддхи коренятся в философии йоги, тантрических теориях и практиках, алхимических и аюрведических концепциях.

Унани

Традиция схоластической медицины, зародившаяся в Греции и получившая дальнейшее развитие в арабском регионе. Нынешняя форма включает в себя традиционные целительские искусства из Египта, Сирии, Ирака, Ирана, Индии, Китая и Ближнего Востока. Унани, вероятно, достиг Индии в 12 веке.

Натту Марун

«Народная медицина», собирательный термин, охватывающий бесчисленные практики целительства и народной медицины, относится к медицинским целительским традициям, которые основаны на лекарствах растительного и животного происхождения и которые нельзя отнести к схоластическим традициям (Сиддха, Аюрведа).

https://www.mpg.de/4435613/Health_System_India

Ссылка на основную публикацию