Древнеегипетские Символы

Религия в Древнем Египте была полностью интегрирована в повседневную жизнь людей. Боги присутствовали при рождении человека, на протяжении всей его жизни, при переходе от земной жизни к вечной, и продолжали заботиться о душе в загробной жизни на Поле Тростника. Духовный мир всегда присутствовал в физическом мире, и это понимание символизировалось образами в искусстве, архитектуре, в амулетах, скульптурах и предметах, используемых знатью и духовенством при исполнении своих обязанностей.

Некоторые из наиболее важных символов были следующими:

Символы в преимущественно неграмотном обществе служат жизненно важной цели передачи наиболее важных ценностей культуры людям из поколения в поколение, и так было в Древнем Египте. Крестьянин-фермер не смог бы читать литературу, поэзию или гимны, в которых рассказывались истории его богов, царей и истории, но мог бы взглянуть на обелиск или рельеф на стене храма и прочитать их там через используемые символы.

Тремя наиболее важными символами, часто появляющимися во всевозможных египетских произведениях искусства, от амулетов до архитектуры, были анкх, джед и скипетр. Они часто сочетались в надписях и часто появляются на саркофагах вместе в группе или по отдельности. В случае каждого из них форма представляет вечную ценность концепции: анкх представлял жизнь; стабильность джеда; была сила. Ученый Ричард Х. Уилкинсон, отмечая важность формы как функции, рассказывает следующее:

Малоизвестная, но увлекательная надпись, сделанная по приказу фараона Тутмоса IV, повествует об открытии царем камня. Значение этого знаменитого камня заключалось не в его редком материале или внешнем виде, как гласит надпись, а в том, что «его величество нашел этот камень в форме божественного ястреба». То, что египетский царь придавал такое большое значение простому камню просто из-за его формы, поучительно, поскольку это показывает, насколько внимательным был древний египтянин к формам предметов и к символическому значению, которое могло иметь измерение формы. (16)

Анкх

Анкх — это крест с закругленной вершиной, который, помимо концепции жизни, также символизировал вечную жизнь, утреннее солнце, мужской и женский принципы, небеса и землю. Его форма воплощала эти концепции в форме ключа; нося анкх, человек держал ключ к тайнам существования. Союз противоположностей (мужского и женского, земли и неба) и продление земной жизни до вечности, от времени до вечности — все это было представлено в виде закольцованного креста. Символ был настолько мощным и так долго жил в египетской культуре (начиная с раннего династического периода в Египте, около 3150 — 2613 гг. до н. э.), что неудивительно, что он был присвоен христианской верой в 4 веке н. э. как символ их бога.

Скарабей

Скарабей — это знаменитое изображение жука, встречающееся в египетском искусстве и иконографии, которое представляет Scarabaeus sacer, разновидность навозного жука. Навозный жук ассоциировался с богами, потому что он скатывал навоз в шар, в котором откладывал яйца; навоз служил пищей для детенышей, когда они вылуплялись. Таким образом, жизнь произошла из смерти.

Они были тесно отождествлены с богом Хепри, который, как считалось, катал солнечный шар по небу, оберегал его в путешествиях по подземному миру и поднимал его на рассвете следующего дня. Когда Ра стал выдающимся богом солнца, Хепри продолжал исполнять эту роль в качестве помощника. Скарабеи стали популярными амулетами в течение Первого промежуточного периода (2181-2040 гг. до н. э.) и оставались таковыми на протяжении всей истории Египта до появления христианства.

Самолет Tjet

Тжет (тьет, тьет), также известный как «Узел Исиды» и «Кровь Исиды», напоминает анкх с руками по бокам. Символ датируется Древним царством Египет (около 2613 — 2181 гг. до н. э.), но, вероятно, старше. Тджет интерпретировался как женские гениталии, складки женского платья и узел пояса, но в каждом случае ассоциируется с богиней Исидой.

Он олицетворял защиту и безопасность и часто сочетался с анкхом, таким образом предлагая двойную безопасность как Исиды, так и Осириса. Тджет часто вырезали на столбиках кроватей и стенах храмов, и он был наиболее популярен во времена Нового царства Египта, когда культ Исиды был на пике своего развития.

Жулик и Цеп

Посох и цеп являются одними из самых известных символов Древнего Египта, символизирующих власть и величие царя. Оба этих предмета были связаны с Осирисом и символизировали его раннее правление землей. Символы появляются в ранний династический период во время правления первого царя Нармера (около 3150 г. до н. э.) и связывают царя с мифическим первым царем Египта Осирисом.

Посох был ранним инструментом, используемым пастухами, в то время как цеп был средством для выпаса коз, а также сбора урожая ароматического кустарника, известного как лабданум. Поскольку Осирис изначально был божеством земледелия/плодородия, он ассоциировался с обоими орудиями из додинастического периода, и они служили напоминанием о прошлом и важности традиций, а также, очевидно, символами законности и власти царя.

Шен

Шэнь — это круг из веревки, завязанный узлом, образующий неразрывный круг, символизирующий завершенность, бесконечность и служащий защитой. Название происходит от египетского слова, означающего «окружать». Амулеты Шен часто носили для защиты, и изображения шен появляются на своеобразной подставке, в целом напоминающей греческую омегу, хотя эту «подставку» следует понимать как завязанную веревку, завершающую круг.

Шэнь, вероятно, развился во времена Древнего царства или Первого Промежуточного периода Египта, но стал популярным во время Среднего царства (2040-1782 гг. до н. э.) и остался таким. Бога Гора и богинь Нехбет и Исиду часто можно увидеть держащими шен, но другие боги также ассоциируются с этим символом. Шэнь появляется на саркофагах, в храмах и гробницах, а также в личных надписях. Египтяне очень ценили симметрию и завершенность, поэтому шэнь был довольно популярен и часто изображался.

Глаз Уджата

Уджат — еще один хорошо известный символ Египта: Глаз Ра. Символ глаза ассоциируется с защитной богиней Вадджет в додинастический период и продолжал оставаться таковым, хотя позже он был более регулярно связан с Гором, Ра и другими через мотив Далекой Богини.

История далекой богини имеет много форм в египетской мифологии, но один последовательный сюжет: богиня каким-то образом восстает против царя богов, оставляет свой дом и обязанности позади, чтобы отправиться в далекую страну, и ее нужно вернуть (или обманом заставить вернуться), тем самым инициируя какую-то трансформацию. Уджат либо представлял богиню, либо был послан за ней и мог принимать различные формы. Как Око Ра, оно символизировало его бдительное присутствие над творением и часто изображается в мифах (например, о далекой богине), посылаемых для сбора информации для Ра. Уджат оставался неизменно мощным символом на протяжении всей истории Египта.

Сезен

Сезен — это цветок лотоса, который так часто встречается в египетском искусстве и символизирует жизнь, созидание, возрождение и, особенно, солнце. Символ относится к Раннему династическому периоду, но стал наиболее популярным начиная со времен Древнего царства. Цветок лотоса закрывается вечером и опускается под воду, затем на рассвете он появляется, чтобы снова открыться; этот узор отождествлял его с солнцем и, следовательно, с жизнью.

Цветок также символизировал возрождение по той же причине и был связан с богом Осирисом. Четыре Сына Гора, регулярно изображаемые на канопах, часто изображаются стоящими вместе на лотосе в присутствии Осириса. Цветок лотоса встречается во многих различных видах египетского искусства — от фаянсовых скульптур до саркофагов, храмов, святилищ и амулетов. Это был символ Верхнего Египта, так как растение папируса символизировало Нижний Египет, и цветок иногда изображают со стеблем, вплетенным в стебель растения папируса.

Бен-Бен

Бен-бен был изначальным курганом, на котором стоял бог Атум в начале творения. Это, без сомнения, самый известный символ Древнего Египта после анкха, даже если вы не знаете его названия. Египетские пирамиды, где бы их ни находили и в любую эпоху, представляют собой бен-бен, поднимающийся с земли к небесам.

Согласно одной из версий египетского мифа о сотворении мира, в начале времен существовали только темные воды хаоса в постоянном движении, пока бен-бен не поднялся как первая суша. Атум (или в некоторых историях Птах или Ра) стоял на бен-бене, чтобы начать работу творения. Пирамиды и другие подобные сооружения символизировали как творение, так и вечность, вызывая образы этого мифа.

Бен-бен как символ относится к Раннему династическому периоду, но получил более широкое распространение во времена Древнего царства, во времена великих строителей пирамид, когда были построены памятники в Гизе. Возможно, его носили как амулет, но, скорее всего, он был среди произведений искусства, массово производившихся в течение Первого промежуточного периода в качестве статуэтки. Бен-бен встречается во многих надписях от Древнего царства до Позднего периода (около 525-323 гг. до н. э.), а также был выгравирован на стенах храмов, гробницах и саркофагах.

Другие Символы

На протяжении всей истории Египта существовало много других важных символов. Птица бенну, например, была моделью греческого феникса и символизировала воскресение. Белое страусовое перо символизировало богиню Маат, но также и концепцию равновесия и истины, которую она отстаивала. Древо Жизни символизировало знание, цель и предназначение. Змеи и змеи олицетворяли трансформацию и перемены. Кобра была защитным образом, рано ассоциировавшимся с богиней Вадджет, которая отгоняла врагов Ра; с поднятым капюшоном и поднятой для удара коброй, которая стала символом королей и носилась на урее, королевском головном уборе.

Другим символом, связанным с монархом — и одним из самых важных и вездесущих — был крылатый солнечный диск, известный как Хорус Бехдети или Хорус Бехдета, символизирующий царствование, власть, полет души и божественность. Этот символ является одним из старейших в мире, и его вариации можно увидеть во многих различных культурах. В Египте он, по-видимому, сначала представлял собой синкретизацию бога полуденного солнца Бехдети (также известного как Бехедети) и бога неба Гора. Со временем он стал ассоциироваться с верховной властью Гора и его представителем на земле, фараоном.

Короны Египта в искусстве также имеют особое значение и символику. Красная Корона (Дешрет) символизировала Нижний Египет, Белая Корона (Хеджет) — Верхний Египет, а красная и белая Двойная Корона (Пшент) — единый Египет. Изображения короля в битве показывают его в синей короне (Хепреш), призывающей силу реки Нил и небес через ее цвет. У бога Осириса была своя корона, Атеф, высокая корона из хеджета, украшенная с каждой стороны страусовыми перьями и увенчанная золотым солнечным диском.

Все эти символы внесли свой вклад в богатую культуру Древнего Египта и, хотя они были религиозными по своей природе, никогда не считались «религиозными символами», как современный разум интерпретировал бы этот термин. В наши дни, особенно в западных странах, религия считается отдельной сферой, отличной от роли человека в светском обществе, но в Египте такого разделения не было. Жрецы и жрицы египетских божеств, цари, писцы и знать, конечно, регулярно использовали эти символы, но они появляются в виде амулетов, надписей и статуй каждого класса египетского общества от величайшего царя до самого скромного члена общины.

https://www.worldhistory.org/article/1011/ancient-egyptian-symbols/

Ссылка на основную публикацию