Темная Сторона Венеры: Богиня Представляет Собой Нечто Большее, Чем Наготу, Романтику И Секс

Венера – или Афродита, как ее первоначально называли греки, – была первобытным существом, которое, как говорят, родилось из бесконечной черной ночи до сотворения мира.

Древнегреческие поэты и мифотворцы рассказывали эту ужасную историю о ее происхождении. Богиня земли Гея, уставшая от своего вечного, безрадостного совокупления со своим мужем-сыном, богом неба Ураном (секс, в результате которого Гея навсегда забеременела, а их дети оказались в ловушке внутри нее), убедила одного из своих других сыновей, Кроноса, принять меры. Взяв зазубренный кремневый серп, Кронос лихорадочно отрубил эрегированный пенис своего отца и выбросил расчлененный фаллос и яички в море. Когда окровавленные органы попали в воду, закипела кипящая пена. А потом произошло нечто волшебное. Из пенящейся морской пены поднялась «ужасная и прекрасная дева», богиня Афродита. Эта обжигающая, окровавленная масса продолжила путешествие по Средиземному морю, от острова Китера до порта Пафос на Кипре.

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», написанный в 1485 году. Кредит:

Но, несмотря на ее жестокое и соленое начало, юная богиня, когда она вышла из моря на бесплодную, сухую землю, стала свидетелем чуда: зеленые побеги и цветы выросли у нее под ногами.

Афродиту, воплощение плодородной жизни, сопровождали, когда она совершала свой сладкий, как цветок, путь по пыльной земле, покрытые золотым покрывалом Хораи, два греческих сезона лета и зимы, духи времени и хорошего порядка. Рожденная от жестокого обращения и страданий, эта возвышенная сила описывается нам не просто как богиня смертной любви, но как божество как цикла жизни, так и самой жизни. Афродита — это гораздо больше, чем привлекательная фигура на открытке на День Святого Валентина.

Именно так многие в Древней Греции объясняли рождение Афродиты. Это история с некоторыми вариациями (альтернативный миф предполагает, что Афродита была дочерью царя богов Зевса и морской нимфы Дионы), которую рассказывали и пересказывали по всему средиземноморскому миру. У древних была яркая мысленная картина того, как была зачата их сверхъестественная богиня любви и желания. Ее психологический отпечаток был очевиден. Но как насчет ее физического следа? Что говорит археология в земле об историческом зарождении Афродиты и ее поклонении?

Статуэтка Венеры Виллендорфской, датируемая примерно 25 000 годом до нашей эры. Фото: Герхард Трумлер/Imagno/Гетти

Как и следовало ожидать, материальные доказательства предлагают убедительную альтернативу мифу. И все же правда о происхождении Афродиты почти так же странна, как и вымысел.

На острове Кипр есть запись о праздновании чуда жизни и полового акта задолго до того, как классические греки зачали сладострастную блондинку, которую они назвали Афродитой. Животворящую силу духовной, в высшей степени сексуальной фигуры можно найти в грозной форме так называемой Леди Лембы, совершенно необычной скульптуры из известняка. Этому чудесному созданию более 5000 лет, у него толстые, сочные бедра, ярко выраженная вульва, изгиб груди и беременный живот – а вместо шеи и головы фаллос с глазами. Леди Лемба на самом деле представляет собой удивительную смесь как женского, так и мужского пола.

Я имел честь изучать эту «Леди» за пределами ее стеклянной витрины. Тридцати сантиметров ростом, она пульсирует силой и потенциалом. Найденная лежащей на спине, в окружении других, меньших по размеру статуэток, Леди Лемба интригует, далекий предок нашей богини любви. И она не одинока.

Исследуя глубже во времени, по крайней мере 6000 лет назад, плато и предгорья западного Кипра усеяны крошечными беременными каменными женщинами, опять же с шеями и лицами фаллической формы и ярко выраженными женскими половыми органами. Эти статуэтки – прекрасные вещи, присевшие, гладкие на ощупь, потустороннего мягкого зеленого цвета – производились здесь в огромном количестве. У многих были проколоты головы, так что, должно быть, их носили как амулеты.

Афродита, рожденная из моря в раковине, около 4 века до нашей эры. Кредит: Гетти

Впервые я встретил эти межполовые чудеса в атмосферных подсобных помещениях старого Кипрского музея в Никосии. Любовно уложенные в деревянные шкафы эпохи короля Эдуарда, они представляют собой необычайно живительную связь с доисторическим прошлым. Некоторые фигуры, сделанные из мягкого камня пикролита, имеют уменьшенные версии самих себя, которые носят, как амулеты, на своих собственных каменных шеях. Датируясь временем – Медным веком – когда разделение труда между женщинами и мужчинами на Кипре, по-видимому, было паритетным, большинство загадочных талисманов-женщин-мужчин были найдены в домашних помещениях или вблизи того, что могло быть доисторическими родильными центрами. (Эти мини-ме на их шеях могут представлять нерожденных детей.) Некоторые из основных хижин из камня и глины на одном участке, Лемба, в настоящее время реконструированы. Затененные оливковыми деревьями доисторические родильные палаты представляют любопытный, интересный интерес для туристов, проезжающих мимо во время своих ежегодных отпусков на море и песке.

Таким образом, убогие, очень сексуальные фигуры, по-видимому, занимают центральное место в социальных и ритуальных делах на том, что афинский драматург Еврипид в 405 году до н. э. назвал «Островом Афродиты». Наряду с этими смазливыми статуэтками были также найдены морские раковины и раковина тритона, часть церемонии, форму которой мы можем только представить. Жрицы-акушерки, носящие эти мощные знаки отличия, вполне могли помогать при родах в ранних кипрских общинах здесь, и эти статуэтки, вероятно, защищали дома и святыни; но пока нет никаких свидетельств полномасштабного поклонения идентифицируемой богине сексуальной любви.

Так как же богиня Афродита на самом деле попала на остров Кипр – Кипрос по-гречески? Как было божество, известное в древности по-разному как Афродита, Венера, а для многих просто как Киприс, Владычица Кипра, культурно зачато и рождено?

Что ж, как всегда, мифы в одном правы.

Афродита действительно путешествовала по морю.

Афродита -Венера – сложное существо — и на самом деле у нее два рождения: на этих берегах Кипра как древний дух плодородия и продолжения рода и как свирепая богиня-воительница, которая впервые проявилась к востоку от Кипра от Месопотамии до Анатолии и Леванта. Потому что в регионе, который охватывает современный Ирак, Сирию, Иорданию, Ливан, Турцию и Египет, по крайней мере, с 3000 года до н. э. женщины и мужчины наблюдали друг за другом и создавали в своих умах божество секса и насилия, чтобы объяснить бурную и страстную природу человеческого поведения.

Костяные свидетельства этого времени говорят нам о том, что это была эпоха частого антагонизма и турбулентности, эпоха необузданных страстей. В одном кургане в Икизтепе, Анатолия, датируемом ранним бронзовым веком, из 445 идентифицируемых тел, как молодые, так и пожилые люди получили серьезные ранения головы, и у 43 процентов мужчин наблюдаются признаки насильственной травмы.

Большинство женщин той эпохи были матерями в двенадцать лет, бабушками в двадцать четыре, умершими к тридцати. У мужчин на ребрах и бедрах порезы от топора, стрелы пронзают черепа, копья бьют в спину. Часто мы можем сказать, что мужчины, а иногда и женщины, были ранены в бою, залатаны, а затем отправлены обратно воевать. И, похоже, было ощущение, что все вожделения и побуждения – как к любви, так и к войне – исходили из одного и того же места.

Поскольку это был мир, где боги, полубоги и духи, как считалось, были повсюду и во всем, люди пришли к выводу, что за весь этот застой ответственны дико похотливые божества. Они придали бурному желанию божественную сущность. Больше не смесь мужского и женского – очаровательно, вопреки интуиции, по мере того как общества становятся все более милитаризованными, а мужчины занимают поул-позицию, это свирепое существо теперь было полностью женщиной. С большей вероятностью преждевременной смерти более ранние «богини жизненного цикла» стали преимущественно предвестниками смертности. Дикость войны и страсть приняли женскую форму: по всему Ближнему Востоку начало возникать своего рода сестринство отважных богинь войны и распутства, которых по-разному называли Инанна, Иштар и Астарта.

Похоже, было ощущение, что все вожделения и побуждения – как к любви, так и к войне – исходили из одного и того же места.

Этим богиням поклонялись с особым рвением в зарождающихся городах той эпохи. В одном только Вавилоне Инанна возглавляла более 180 святилищ. Из Эпоса о Гильгамеше мы слышим, что шумные городские храмы Иштар были местами поклонения, а также местом торговли товарами и идеями. Когда египетский фараон Аменхотеп III заболел, он попросил принести статую Инанны из ее святилища в столице Ниневии (современный Мосул), надеясь, что свирепая сила богини может спасти ему жизнь. Часто изображаемые молодыми девушками, никогда не оседлыми, пугливыми, Инанна, Иштар и Астарта также были небесными существами, первоначально связанными с планетой, которую мы теперь называем Венерой. Самая яркая из всех звезд, Венера — непоследовательные странствия по космосу (в какой-то момент Венера считалась двумя отдельными утренней и Вечерней звездами), символизировала в сознании древних сообществ этих богинь — колеблющуюся природу, их потребность путешествовать и побеждать. Считалось, что сила божеств находится в самой звезде Венеры. В 680 году до н. э., когда неоассирийский царь Ниневии Эсархаддон вызвал нарушителей договора к своему двору, он прогремел: «Пусть Венера, самая яркая из звезд, на ваших глазах заставит ваших жен лечь на колени вашего врага…»

Иштар также была удостоена Ворот Иштар в Вавилоне, над которыми красовалась надпись «та, кто побеждает всех»; Инанна, часто одетая в сияющее белое, была непостоянным подростком суверенной силы, который никогда не был женат, но всегда разбивал сердца (как вестник войны, она иногда появляется с бородой); и божеством, которое могло претендовать на самые близкие генетические связи с Афродитой, часто изображаемой на носу красивой лодки, была финикийская Астарта.

Вавилонская терракотовая статуэтка Астарты из Лувра. Кредит: К. М. Диксон/Коллекционер печатных изданий/Гетти

Если вы отправитесь из холмистых красных песков Вади-Рам на юге Иордании в северные черно-базальтовые пустыни страны и через плодородные склоны над долиной Бекаа в Ливане, вы найдете сохранившиеся следы богини Астарты, раннего предка Афродиты-Венеры. Как и ее сестра из Месопотамии Инанна, чей гимн начинается с этой главы, Астарта, часто изображаемая с рогами, была существом, воплощавшим войну, смерть и разрушение, а также животворящие силы секса. Астарте поклонялись по всему региону, ее культ был особенно силен в городах Тир, Сидон и Библос. Классические святилища Афродиты часто строились над святилищами бронзового и железного веков Астарты.

Один город, посвященный Астарте, был расположен недалеко от современной Дараа в Сирии, на северной границе Иордании, и упоминается в книгах Бытия и Иисуса Навина как Аштарот. Когда я был там в последний раз, бомбы коалиции Асада по ночам обрушивались на регион, уничтожая общее наследие как Востока, так и Запада. В течение дня небо было заполнено вертолетами Apache. Изысканный римский театр в Босре был поврежден минометами; несколько фрагментов статуй Афродиты в музее Босры, некоторые из которых сделаны из мрамора с греческого острова Парос, пропали без вести. Перемещенные сирийцы хлынули через границу, и очереди отчаявшихся беженцев ждали, когда их разместят. Конфликт казался очень близким.

Переживание этого потрясения из первых рук помогло мне оценить страшную силу предков Афродиты. Эта династия богинь, безусловно, не была удобными созданиями. Желание – контроля, крови, страха, доминирования, восторга, справедливости, адреналина, экстаза – может привести как к развязыванию войны, так и к занятиям любовью, к оттоку и изменениям всех видов. Авторы, начиная с Гомера, объединили слова, используемые для военного вторжения и сексуального проникновения. В гомеровском греческом meignumi означает и то, и другое. Эрос – любовь, страсть и желание – был в древнем мире прочно связан с Эридой – борьбой.

Благодаря широко распространенному и пылкому поклонению богиням волнующих страстей мы начинаем получать представление о древних обществах, которые признавали, что желание может вызвать проблемы. Предки Афродиты были воплощением этого осознания. В истории человеческого общества аборигенная Афродита действительно была прекрасна, но она также была ужасна, существом как дня, так и ночи. Афродита и Венера были отпрысками устрашающего генеалогического древа.

Это отредактированный отрывок из книги «Венера и Афродита: История богини» Беттани Хьюз, опубликованной Хашетт за 29,99 доллара.

https://www.smh.com.au/culture/books/dark-side-of-venus-goddess-represents-more-than-nudity-romance-and-sex-20191115-p53b0h.html

Ссылка на основную публикацию