Скандинавские Символы И Значения Викингов

Статья

Символ — это образ или объект, который представляет собой абстрактное понятие, часто имеющее отношение к религиозным верованиям. Каждая цивилизация, от древнейших до наших дней, использовала символы, чтобы сделать абстрактное конкретным и видимым и обеспечить уверенность в том, что высшая сила заинтересована в борьбе людей и сочувствует ей.

Символы, используемые в скандинавской мифологии, имели отношение не только к сверхъестественным сущностям, но и к вызовам повседневной жизни и тайне того, что ждет после смерти. Некоторые из этих символов определенно могут быть датированы эпохой викингов (790-1100 гг. н. э.), но, без сомнения, использовались гораздо раньше. Другие символы, по-видимому, появились позже (между 1100-1300 годами н. э.), после того как христианство утвердилось в Скандинавии.

Валкнут

Валкнут (узел Одина) является символом перехода между жизнью и смертью и, согласно Дэвидсону, «считается символом силы Бога связывать и развязывать» (Gods and Myths, 147). Среди многих сверхъестественных атрибутов Одина — его роль психопомпа, фигуры, которая ведет души умерших в загробную жизнь. Название символа обычно переводится как «узлы павших в битве», означающие воинов, собранных Валькириями Одина с поля боя и принесенных в Валгаллу.

Этот символ часто ассоциируется с сердцем Хрунгнира (сердцем великана, побежденного Тором, которое было сделано из камня и заострено на трех углах), которое похоже, но ученые продолжают спорить, являются ли они одним и тем же. Дэвидсон отмечает,что» символы, напоминающие Валкнут Одина, встречаются рядом с фигурами лошади и волка на некоторых кремационных урнах с ранних языческих кладбищ в Восточной Англии » (Gods and Myths, 147). Поскольку лошадь, волк и смерть связаны с Одином, интерпретация Валькнута как символа защитного перехода из одного царства в другое, вероятно, верна, но общего научного консенсуса по этому поводу нет.

Свастика / Солнечное Колесо

Символ свастики, к сожалению, ассоциируется в основном с нацистской партией Германии в середине 20-го века н. э., но на самом деле является древним символом власти, святости, процветания, преемственности, удачи и огня (жизненной силы), который появляется в иконографии многих различных культур и религий по всему миру. В скандинавской религии он ассоциировался с богом неба Тором и часто вырезался на предметах, чтобы наполнить их святостью или просто удачей. Кузнец, например, вырезал бы свастику на своем Молоте, чтобы не только освятить его для своей работы, но и сделать предмет счастливым.

Гунгнир

Гунгнир (Копье Одина) был символом власти, защиты и власти. Его название означает «колеблющийся» в том смысле, что он приводит людей к Одину (Симек, 124). Гунгнир, как и Мьельнир, был сделан гномами и использовался Одином, чтобы принести себя в жертву самому себе. Один пронзает себя Гунгниром, когда он висит на Иггдрасиле в своем стремлении к знанию. Изображение копья Одина появляется на керамике и кремационных урнах с 9 века н. э. до триумфа христианства в Скандинавии. Копье имеет магические руны, вырезанные на острие, что увеличивает его точность и привлекает армию противника к Одину (другими словами, гарантирует, что они умрут и будут доставлены в Валгаллу).

Согласно саге об Инглинге (приведу лишь один пример), один бросал Гунгнира, чтобы вселить ужас в сердца своих врагов: «один знал, как действовать так, чтобы его враги в бою становились слепыми, глухими или охваченными паникой, и их оружие пронзало не больше, чем палочки» (Дэвидсон, Боги и мифы, 63). Соответственно, первым оружием, брошенным в сражении, будет копье, символизирующее Гунгнир, ободряющее армию скандинавов или викингов вперед к победе.

Корабль викингов стал синонимом скандинавской культуры, и не без оснований: корабль был мощным символом жизни, средств к существованию, путешествия по жизни и загробной жизни, и использовался скандинавами для транспорта, в торговле, в войне и в качестве погребального сосуда на протяжении веков. Самая старая скандинавская лодка-это лодка Als (также известная как лодка Hjortspring) из Дании, датируемая примерно 300 годом до нашей эры, и лодки будут продолжать играть важную роль в скандинавской культуре.

Корабли и море играли огромную роль в жизни и воображении скандинавов. Они были постоянным фактором в их повседневной деятельности. После смерти корабль, по-видимому, должен был доставить мертвеца в загробный мир. (Магнуссон, 21)

Говорили, что корабль бога плодородия Фрейра огромен, но его можно легко сложить и держать в кармане. Фрейр, один из богов Ванов, был одним из самых популярных (образуя троицу с Одином и Тором как наиболее могущественными из пантеона), и корабль стал ассоциироваться с магическими свойствами Ванов, такими как трансформация, которая связывала корабль со смертью и загробной жизнью. Наиболее известным корабельным захоронением является корабль Осеберга, но корабельные захоронения, или могилы, выполненные в форме кораблей или содержащие изображения кораблей, были обнаружены в ряде различных регионов.

Huginn & Muninn

Хугинн и Мунинн были воронами Одина, олицетворявшими мысль и память. Последствия битвы считались праздником как для воронов, так и для стервятников, и ворон стал символом Одина и его зала героев в загробной жизни, а также просто образом смерти и трансформации. Птицы вообще ассоциировались с богами, но ворон-особенно с Одином. Дэвидсон отмечает, что» птицы приносились в жертву в эпоху викингов как на похоронах, так и как часть великой жертвы за победу в Упсале » и что птицы, которые больше всего наслаждались жертвоприношениями, были воронами (мифы и символы, 98). Однако птицы были также символами жизни и помогали Одину в его роли ветеринара.

Изображения Хугинна и Мунинна часто появляются на кремационных урнах и других предметах, связанных со смертью. Они, очевидно, символизируют интеллектуальные аспекты Одина, но для простого смертного представляют мощную память умершего и мысли о нем.

Трискелион

Трискелион (Рога Одина) — это изображение трех взаимосвязанных рогов, символизирующих мудрость, поэтическое вдохновение, Одина и связь между ними. Один украл у великанов мед поэзии, который был сварен из крови Квасира, мудрейшего человека, который когда-либо жил, и принес его богам, которые затем поделились им с человечеством. Тот, кто пил мед поэзии, мог сочинять блестящие стихи и, поскольку поэзия ассоциировалась с ученостью, обладал также великой мудростью.

Один был богом алкоголя, среди многих других его обязанностей, и поэтому был связан с выпивкой и вечеринками. Дэвидсон пишет:» питье вина, эля или меда имело церемониальное значение на всех праздниках, и, по-видимому, именно это «освящало» зал, когда люди собирались для жертвоприношения » (мифы и символы, 41). Переплетающиеся рога подчеркивали связь между теми, кто встречался на общих собраниях друг с другом и с Одином.

Заключение

Эти десять символов и многие другие, используемые норвежцами и викингами в их повседневной жизни, имели такое же значение, как и любая религиозная иконография для верующих в наши дни. Хотя сейчас принято называть древнескандинавские верования «мифологией», эти верования были столь же реальны и действительны для тех, кто в них верил, как и религия любого современного верующего, какой бы веры он ни придерживался.

Дохристианская Скандинавия была миром, наполненным духами и живыми богами скандинавского пантеона. Холмы и реки, небо и море были полны этих существ. Когда гремел гром, это Тор вел свою колесницу по небу, а когда поля прорастали, это был Фрейр или Фрейя, порождающий жизнь из земли. Один, вождь богов, уверял павших воинов в продолжении существования в своем большом зале Валгаллы, в то время как неожиданные повороты удачи или случайности можно было приписать Богу-обманщику Локи, который всегда искал новые способы причинить какой-нибудь вред.

Вселенная, в которой жили люди и боги, поддерживалась великим мировым древом Иггдрасилем, в котором было девять различных царств, каждое из которых было домом для различных групп существ, таких как эльфы, гномы, великаны и, конечно же, боги и люди. Эти царства были не далекими небесами, а совсем рядом, и можно было быть уверенным, что, если кому-то понадобится помощь, такой Бог, как Тор, услышит мольбу и быстро придет на помощь. В то же время, однако, озорной гном или дух – или даже призрак – мог так же легко появиться за дверью, и поэтому были разработаны различные ритуалы и символы для защиты.

Точно так же, как люди сегодня находят утешение в символах своей религии, жители Скандинавии полагались на эти символы как на представление о том, что за ними кто-то присматривает. Каким бы опасным и неопределенным ни казался мир, крепко держась за амулет молота Тора, человек был уверен, что помощь придет и что кто-то где-то следит за его жизнью и всегда предлагает мир и защиту верующим.

https://www.ancient.eu/article/1309/norse-viking-symbols—meanings/

Ссылка на основную публикацию