Египетские амулеты и их сила в истории ювелирного искусства

Пектораль стервятника, Египетский музей, Каир.

Золотые сандалии Тутанхамона, ок. 1336-1326 до н. э. Египетский Музей, Каир.

Вклад ювелирных изделий в наше понимание истории древнего искусства особенно очевиден благодаря археологическим находкам Египта. Вы можете почерпнуть информацию из древнеегипетских статуй и настенных росписей, но эти формы искусства бледнеют по сравнению с потрясающе богатыми украшениями, найденными в гробницах. Среди самых известных древних погребальных сокровищ, когда-либо обнаруженных, — мумия фараона Тутанхамона: мумия молодого царя была покрыта золотом с головы до ног, включая тяжелую золотую маску с красочной инкрустацией, пальцы рук и ног, снабженные золотыми колпаками, и золотые сандалии на ногах. Золотые рудники были в изобилии в Древнем Египте и, поскольку они не тускнели, золото считалось «плотью богов», что делало этот ослепительный металл идеальным для защиты тела и сохранения его в целости в своем путешествии в загробную жизнь.

Грудная клетка Тутанхамона с тремя жуками-скарабеями, 1336-1326 годы до н. э. Египетский Музей, Каир.

Египетская вера в бессмертие охранялась не только золотыми монетами: многочисленные амулеты надевались на шею, грудь и сердце мумии, чтобы обеспечить успешный переход к вечной жизни. В случае с Тутанхамоном среди льняных бинтов, обернутых вокруг его тела, было найдено 143 предмета, на многих из которых был изображен мотив скарабея—самый популярный в египетских амулетических украшениях и символ солнца и возрождения, поскольку жук, толкающий свой навозный шар, был уподоблен солнцу, движущемуся по небу каждый день. Амулеты действительно были необходимы, чтобы принести удачу и защиту как мертвым, так и живым, будь то королевского или не Королевского класса.

Амулет Скарабея ва, Си. 1981 – 1975 году до нашей эры. Серебро, Электрум, глазурованный стеатит, льняной шнур.

До Тутанхамона, около 2000 года до н. э., писца по имени Вах, который управлял большим поместьем высокопоставленного чиновника, похоронили с тремя амулетическими скарабеями и браслетами из бисера на запястьях. Наиболее впечатляющим является большой серебряный скарабей с иероглифами, сочетание печати и амулета, который сейчас находится в Музее Метрополитен: надпись на левом крыле идентифицирует писца Ваха как управляющего поместьем высокопоставленного чиновника Мекетра, чье имя появляется на правом крыле.

Таким образом, золотые, серебряные и амулетические украшения были не просто украшением, но символическим и магическим для древних египтян, давая им ощущение защиты и силы в погребальных ритуалах и в жизни. На самом деле не все украшения были найдены вместе с мумиями, и ученые склонны согласиться с тем, что украшения, найденные вне гроба, определенно носили при жизни. В случае с царицей Хетеферес I, женой Снофру и матерью Хеопса, строителя самой большой пирамиды, ее гроб был найден пустым, в то время как некоторые из ее драгоценностей сохранились в шкатулках.

Браслет коробка (реконструкция) царицы Хетепхерес я, 2575-2528 до нашей эры. Египетский музей, Каир, JE 53265, 53266-81

Одним из потрясающих примеров является небольшая шкатулка для драгоценностей, содержащая двадцать серебряных браслетов примерно 2550 года до н. э., различные диаметры которых предполагают, что царица носила их от предплечья до запястья. Сделанные из серебра, инкрустированного полудрагоценными камнями, они изображают бабочек: распростертые крылья из лазурита, голова из бирюзы и хвост из сердолика. Как и жук-скарабей, бабочки символизировали возрождение, тем более что эти существа претерпевают полную метаморфозу: от гусеницы до куколки, из которой появляется крылатая взрослая бабочка. Власть и защита королевы были дополнительно гарантированы символическим значением инкрустированных камней, учитывая, что бирюза, лазурит и сердолик, как считалось, обладали амулетической силой.

Браслет царицы Хетефер, 2575-2528 до н. э. Серебро, лазурит, бирюза, сердолик. Египетский музей, Каир, JE 53266

Смерть была не концом, а новым началом для египтян, которые обеспечивали свое безопасное и вечное путешествие, нося или держа рядом свои самые ценные, защитные и символические украшения, примером которых являются вышеупомянутые золотые и серебряные изделия, амулеты-скарабеи и браслеты-бабочки из гробниц царя Тутанхамона, государственного управляющего Ваха и царицы Хетефер. Основываясь на археологических записях и несмотря на сегодняшние заблуждения о том, что ювелирные изделия являются чисто украшением и в основном женскими, нет никаких сомнений в том, что и мужчины, и женщины разного социального класса и статуса носили украшения по веским причинам с самых ранних времен.

Родом из Испании, Ана Эстрад-независимый куратор, историк ювелирных изделий, писатель и педагог, получившая степень магистра декоративного искусства, материальной культуры и истории дизайна в аспирантуре Бардского центра в Нью-Йорке. В начале 2019 года она переехала в Северную Каролину, где является адъюнктом факультета истории искусств Мередит-колледжа и куратором выставки ювелирного дизайнера Мэри Энн Шерр, которая сейчас находится в Музее Искусств и дизайна Грегга в роли.

https://www.artandobject.com/news/egyptian-amulets-and-their-power-history-jewelry

Ссылка на основную публикацию