Предметы, используемые в жертвоприношениях и в священных трапезах

Самый элементарный тип места, в котором совершается жертвоприношение, — это просто массивная скала или вершина холма, без каких-либо приспособлений. Менгиры (например, древнееврейская Мацева, коническая стела, натертая маслом наверху), мегалиты и Жертвенные Столбы (например, Ведическая Юпа) также довольно примитивны. Алтари, собственно говоря, устанавливаются либо на жертвенных местах, либо в храмах и могут быть либо выдолблены в земле, либо подняты или построены. Обе эти категории неизвестны в Африке и Южной Америке, где жертвоприношения совершаются на земле или на песчаном ложе. К первой категории относятся веди («алтарь») ведических обрядов, траншеи, ямы и рвы, вырытые в земле. Некоторые из выдолбленных мест используются для жертвенного огня, а некоторые-для сбора крови жертв, как в Греции, досанидском Иране и доисламской Аравии. Алтарь чаще всего представляет собой стол с одной, тремя, четырьмя или более ножками. Верх может быть гладким, или он может быть снабжен стоками для крови и жидких возлияний, или блюдами для твердых подношений, таких как первые плоды—например, кернои (маленькие жертвенные горшки) доэллинских Эгейских цивилизаций.

Алтарь может быть круглым или продолговатым или может имитировать другие формы, такие как индийский ведический алтарь, который был сделан в форме птицы с распростертыми крыльями. Алтари обычно фиксируются на месте и изготавливаются из различных материалов: глины (доколумбовые религии Центральной Америки); терракоты (кернос) и покрытого штукатуркой обожженного кирпича (религии древней Греции); обожженного кирпича (Ведическая религия Древней Индии); дерева (буддизм и Синто Японии, религии Полинезии и христианство в Западной и несторианской-Восточной независимой церкви-церквях до 10-го или 11-го века).); дерево покрыто металлами, такими как бронза и золото (религии евреев и византийских христиан); и металлами, такими как железо (германская религия), бронза (древние ближневосточные религии) и золото (византийское христианство 5 — го и 6-го веков). Однако чаще всего алтари делаются из каменных плит, опирающихся горизонтально на ножки, колонны или боковые опоры, хотя иранский алтарь из досанидских плит (адоши) покоился на пьедестале. Христианский алтарь квадратный или продолговатый; то, что использовалось в греческом культе героев, было прямоугольным, как и алтарь доэллинистического Египта, который был сделан из алебастра. Некоторые алтари, такие как мраморный алтарь Земли в Пекине, кубические, а другие, такие как алтарь неба в Пекине и древние финикийские алтари, цилиндрические. Иногда, как в Греции, они полые и содержат пепел от всесожжений. Римско-католический алтарь должен содержать камень, независимо от того, какой преобладающий материал может быть.

Трон может быть особой формой алтаря и может быть либо настоящим предметом мебели, выполненным из дерева или металла, либо сиденьем, вырезанным в скале. Он также может возвышаться над стелой, как в Северном Вьетнаме и на Бали.

Жертвенное оружие, как и утварь, различается в зависимости от характера жертвоприношения. Наиболее распространенным оружием является нож, которым перерезают горло человеку или животному, что наблюдалось, например, у семитов, мусульман и древних греков. Иногда нож бросают в море после использования. Топор, участвовавший в Афинской Буфонии («празднике забоя Быков»), был доставлен в суд Пританеума (ратуши, где находился общественный алтарь или очаг), осмотрен, а затем погружен таким же образом. Иногда использовался кинжал или кинжал, например, в митраистском жертвоприношении быка; ритуальный нож (Кхадга) в форме серпа, с внешним краем, образующим режущую кромку, используется в жертвоприношении черных коз Кали (индуистской богине, которая является супругой Шивы) в Калькутте (Калькутта). В Великом императорском жертвоприношении лошади (ашвамедха) Ведической Индии для жертвоприношения лошади использовался украшенный золотом нож, но для других животных использовались ножи из меди и железа. В жертвенных обрядах некоторых современных народов обычно используется меч, который различается по размеру и форме. В Древнем Иране жертву забивали бревном или пестиком. Во всех жертвенных обрядах следует отметить, что поток крови всегда необходим, даже когда жертву бьют дубинкой.

Жертвоприношения также очень часто сжигают или готовят для общей трапезы. В таких случаях могут использоваться сосуды для хранения и поддержания жертвенного огня. Два таких сосуда хорошо описаны в религиозной литературе: ведический Индийский сосуд ( уха), сделанный из земли и обжигаемый в яме на жертвенных площадках, и урна ( Аташ-дан) иранских огненных алтарей Дос-Сас-Анидов. Иногда пепел собирали в котлы (древние евреи), а иногда внутренности помещали отдельно в тыкву (Африка) или на поднос (доэллинистический Египет и современная Африка). Когда опьяняющие напитки, такие как Авестийская иранская Хаома и ведическая индийская сома, делаются одновременно с жертвоприношением, в инвентарь ритуальных предметов обязательно входят камни для прессования растений, деревянный чан, фильтр и чаша для возлияний у огня.

Можно выделить три типа предметов, используемых в обрядах омовения и возлияния. Во-первых, это контейнеры для хранения жидкостей, таких как вода, ферментированный ликер, вино и кровь. Второй тип включает в себя посуду, например, ложки и ковши, используемые для вытягивания жидкостей, которые изготавливаются из кусков дерева различных, хотя и ритуально определенных разновидностей. Третий тип включает сосуды, используемые непосредственно для омовений, возлияний и жертвоприношений-например, кувшины Шумера, Египта и ведической Индии; золотые, серебряные, медные или железные Патры Ведического и Брахманического мира; еврейские кубки; чаши различных форм, такие как ведическая и Тантрическая чаша с черепом; фиал (чаша) и Патера (неглубокое блюдо для возлияний) Римского и раннехристианского миров, сделанные из золота, чеканного и гравированного металла, полудрагоценных камней или стекла; австралийская смола коры; и ciborium (закрытый сосуд для освященного хлеба) и чаша (чаша, содержащая освященное вино) римско-католического, Англиканского и лютеранского культа. Чаша потира должна быть сделана из золота, серебра или вермеила (позолоченного серебра, бронзы или меди).

Серп для сбора урожая растений, веяльная корзина для приготовления хлебных подношений, тростниковая Метла для очистки жертвенного места, совок для сбора пепла, используемый в Ведической Индии и у евреев (которые делали его из золота или бронзы), и корзины для подношений фруктов или пирогов-это среди многих других предметов, используемых в жертвенных обрядах. Чтобы освятить такие подношения, жрец Древнего Египта касался их скипетром (хереп).

Украшения, используемые в жертвенных обрядах, бывают самых разных типов. Украшение жертвы перед жертвоприношением может принимать форму позолоты рогов, как в Древней Греции, или надевания на него ожерелья или гирлянды цветов. Жрец может носить нагрудник, как в Египте, Этрурии и Иерусалиме, или золотое украшение—например, ведическую индийскую никшу—на шее. Божественные статуи также могут быть украшены драгоценными камнями, диадем, диадем и одеждами, состоящими из покрытых золотом покровов, практика, все еще наблюдаемая в Южной Индии, или церемониальными одеждами, христианская практика, наблюдаемая в почитании святых, особенно в Чешской Республике (Прага), Польше и Франции (Бретань). Алтари постоянно или время от времени украшаются курильницами, канделябрами и вазами с цветами. Искусственные цветы использовались на алтарях в Японии с 7-го века.

Наконец, многие жертвоприношения сопровождаются музыкой, которую можно рассматривать либо как защитную меру, либо как подношение звука. Музыкальные инструменты, используемые в богослужении, не обязательно принимают какую-то особую форму, но на них часто играют сами жрецы, как у индуистов, буддистов Ваджраяны в Тибете и Центральной Азии и евреев, или же они предназначены для сопровождения определенных обрядов. Таким образом используются серебряные трубы евреев и раковины стран, находящихся под влиянием Индии.

https://www.britannica.com/topic/ceremonial-object/Objects-used-in-sacrifices-and-in-sacred-meals

Ссылка на основную публикацию