Церемонии Рождения Ребенка В Культуре И Обычаях Чешских И Моравских Евреев

С 25.07.2009 по 10. 12. 2009

каждый день, кроме субботы и еврейских праздников, с 9 утра до 16.30 вечера.

Галерея Роберта Гуттмана, У Старой школы 3, Прага 1

Рождение ребенка — одно из самых важных событий для семьи и общества, независимо от культуры или религии. Родители во всем мире ничего так не желают, как произвести на свет здорового ребенка, которого они смогут должным образом воспитать в стабильном и безопасном обществе.

Еврейская община рассматривает деторождение как выполнение основной миссии брака (в Книге Бытия Господь наставляет первую пару, Адама и Еву: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»), а также как выполнение завета между Богом и Израилем, за что Господь благословляет Свой народ и распространяет их. Свадебная церемония среди евреев-ашкенази проводится под голубым балдахином, расшитым множеством маленьких звезд, символизирующих благословение, дарованное Богом патриарху Аврааму: «и умножая, Я умножу семя твое, как звезды небесные».

Для еврейской общины было очень важно предвидеть пол ребенка. Если мальчик, то было очень мало времени, чтобы договориться о моэле, который выполняет ритуальное обрезание. Методы определения пола ребенка до рождения были очень похожи на те, которые практиковались большинством: если женщина испытывала боль в спине, это сигнализировало о вероятности рождения мальчика, но если бы у нее болел живот, то она, вероятно, родила бы девочку. Чтобы защитить женщину от преждевременных родов, можно было носить любое количество амулетов, а также использовать заклинания или различные формы магической практики. В комнате, где лежала женщина, напечатанный или вырезанный из бумаги амулет, обычно содержащий псалом 121 и имена ее ангелов-хранителей, был либо повешен, либо наклеен прямо над женщиной или на экране, отделяющем ее от остальных. Эти амулеты известны как кимпет-цетл (от кимпет, что на идише означает «роды»), и они служили для защиты будущей матери, а также новорожденного от Лилит, которая, согласно фольклору, была первой женой Адама и, таким образом, отвергнутая, мстит, убивая новорожденных младенцев.

Несколько особых ритуалов совершаются вскоре после рождения ребенка. Мальчику делают обрезание, во время которого он получает свое имя. Девочка получает свое имя в синагоге в первую субботу после рождения, когда ее отца призывают к Торе, и затем имя, выбранное для девочки, торжественно объявляется собранию. Первая неделя жизни новорожденного ребенка считается временем наибольшего риска, и поэтому самому обрезанию предшествуют специальные ритуалы. Один из них — Шалом Захар, который происходит вечером в первую субботу после рождения мальчика (это первый и единственный канун субботы в его жизни, когда он не защищен заветом). Семья и друзья собираются в доме матери и новорожденного, чтобы отпраздновать это праздничной трапезой, дать свои благословения и приветствовать новорожденного в этом мире.

В иудаизме обрезание является важным ритуалом посвящения, который влечет за собой удаление крайней плоти полового члена. Ритуал проводится через восемь дней после рождения мальчика, но только в том случае, если он здоров и способен перенести операцию. Обрезание никогда не проводится ребенку из семьи с нарушениями свертываемости крови в анамнезе, такими как гемофилия. Среди ортодоксальных евреев должен присутствовать кворум не менее десяти человек. Женщины могут наблюдать за происходящим из своей части синагоги. Слева от Ковчега находится стул или скамья для обрезания. Одно из двух мест зарезервировано для пророка Илии, которого Бог назначил свидетелем выполнения этого особого завета, другое — для сандека, который обычно является одним из самых уважаемых членов общины, таких как раввин. Кваттеры приносят мальчика (которого обычно пеленают в специальную ткань), и прихожане приветствуют его словами барух хаба (Благословен Тот, Кто приходит). Затем мальчика отдают моэлю, профессионально подготовленному обрезателю, который кладет младенца на специальную подушку на сиденье для Илии. Затем мальчика на подушке кладут на колени сандеку. Моэль произносит благословение, затем отец мальчика, за которым следует вся община, произносит благословение, которое заканчивается словами: «Так же, как он вступил в Завет Авраама, так пусть он войдет в Тору, в брак и в добрые дела».»После этого моэль берет свои инструменты – защитный кожух и нож – и совершает обрезание. Он использует специальную трубку, чтобы отсосать немного крови из раны, а затем мальчику меняют подгузник и одевают его. Затем произносится благословение над чашей вина, после чего моэль произносит еврейское имя мальчика (которое может отличаться от его обычного светского имени). Церемония завершается несколькими каплями вина, капающими на губы мальчика, и моэль произносит следующие слова пророка Иезекииля: «Когда я проходил мимо тебя и увидел, как ты барахтаешься в своей крови, я сказал тебе: «Живи, несмотря на свою кровь».»

Было принято использовать особую ткань, в которую пеленали ребенка во время обрезания, чтобы сделать предмет, который затем был подарен синагоге при первом посещении мальчика. Он принял либо квадратную форму оригинального пеленания, которое затем было превращено в чехол для бимы (стола для чтения), либо был разрезан на полоски, которые были сшиты вместе в одну длинную ленту, чтобы использовать ее для связывания свитка Торы. Оба типа были вышиты, раскрашены или напечатаны с длинной надписью на иврите, которая идентифицировала мальчика (обычно также называя его отца) и указывала дату его рождения. Вторая часть надписи содержит благословение, которое перекликается с тем, что читается во время церемонии обрезания: «Пусть Господь даст ему вырасти до Торы, хупы и добрых дел». Сегодня в Богемии и Моравии сохранилось более 1000 переплетов Торы для обрезания, 160 обложек и около 70 других видов текстильных предметов, на которых появляется характерная посвящающая надпись, дающая информацию о рождении. Самые старые относятся ко второй половине 17 века, а самые последние — прямо перед Второй мировой войной. Переплеты Торы и покрывала от пеленания обрезанием являются уникальной формой исторического документа, в котором их вышивка фиксирует рождение сотен еврейских детей.

Мальчик торжественно посвятил свой предмет обрезания во время своего первого визита в синагогу. Обычно это происходило в возрасте трех или четырех лет, когда мальчик мог действовать относительно независимо и был способен выучить простые тексты. Отец сопровождал мальчика, чтобы посвятить переплет, обложку или другой предмет свитку Торы в качестве доказательства его завета с Богом. Ритуал называется на идише mappe schuletragen (принесение связующего в синагогу). Другая возможность, подходящая для пожертвования предмета обрезания в синагогу, была при первой стрижке (Евр. халака), которая обычно происходит в возрасте трех лет. Этот ритуал символизирует отделение ребенка от матери, обряд посвящения с младенчества.

https://www.jewishmuseum.cz/program-and-education/quot-may-god-let-him-grow-ceremonies-for-a-child-s-birth-in-the-culture-and-customs-of-bohemian-and-moravian-jews-quot/87/

Ссылка на основную публикацию