Материальность Защитных Амулетов В Ранней Современной Швейцарии

Если вы сегодня будете ходить по магазинам в поисках защитного амулета, то, скорее всего, наткнетесь на декоративные украшения. Чаще всего эти предметы имеют круглую форму, и особенно популярны предметы с каббалистическими или руническими символами. Термин «амулет» описывается в OED как «украшение, которое некоторые люди носят, потому что думают, что оно защищает их от невезения, болезней и т. Д.». Однако, когда дело доходит до современных методов защиты, эффективность амулетов зависела как от производственного процесса, так и от используемых материалов и ингредиентов. Есть два дополнительных существенных различия между современным и ранним современным пониманием и применением амулетов: во-первых, в ранней современной Европе амулеты не только носили с собой в качестве мобильных предметов, но и прикрепляли к домам или зарывали в пороги. Во-вторых, амулеты часто использовались для защиты ценного скота от болезней, которые, как считалось, были вызваны сверхъестественными агентами.

В своих исследованиях я понимаю амулеты как мощные связки, часто из различных материалов, которые вступают в силу через физический контакт между амулетом и объектом (человеком, животным, домом), подлежащим защите. Как я расскажу ниже, обычно используемые материалы включают травы, растения, продукты питания, слова (как устные, так и письменные) и время. Например, считалось, что сбор растений в определенное время дня или в праздник усиливает силу амулета.

Хотя многие книги рецептов, содержащие инструкции по изготовлению амулетов, в настоящее время утеряны, нам повезло, что некоторые справочники 17-го и 18-го веков все еще хранятся в Государственном архиве кантона Берн, Швейцария, благодаря фольклористам и коллекционерам начала 20-го века. К сожалению, эти книги трудно датировать и связать с конкретными авторами, владельцами и пользователями. Однако сравнение с судебными документами показывает, что люди обычно изготавливали и применяли амулеты на протяжении всего раннего современного периода. Например, в судебном деле в Базеле 1719 года народный целитель по имени Фридрих Фричи защищался за то, что положил ореховые прутья под окно, чтобы защитить владельца дома от призрака. Хотя мы мало знаем об этих книгах, рецепты и расположение инструкций дают ценное представление о современной актуальности и идеях об эффективности таких практик и артефактов. Например, инструкции по изготовлению амулетов написаны вместе с предложениями о том, как избавиться от мышей, поедающих сыр, указывая, что изготовление амулетов против злых сил относилось к повседневному уходу за домом (Хауспфлеге).

Основные материалы и ингредиенты амулета: белье, шнур, прутья, растения, соль и хлеб. Источник: Э.Сарка

Давайте теперь обратимся к примеру, который иллюстрирует концепции, лежащие в основе эффективности защитного амулета:

Вставлять в дома и амбары на случай появления мерзких призраков

Возьмите несколько хороших виноградных лоз, прутьев, мелиссу, коричневые барвинки, хлеб и соль для причастия, все вместе в трех святых именах  веревочкой. Сделайте столько, сколько вам нужно, и просверлите как в сарае, так и над дверями и порогами. Положите по маленькому свертку в каждую дырочку и скажите: «Я помещаю вас сюда во имя Бога».

Эта инструкция иллюстрирует три основных этапа производства, необходимых для обеспечения эффективности раннего современного амулета. Во-первых, людям нужно было собрать перечисленные материалы и ингредиенты. Обычно считалось, что некоторые растения обладают врожденной силой против злых сил, например, орешник. Соль и хлеб для причастия – литургически и ритуально освященные предметы (так называемые «таинства») — были повторяющимися ингредиентами в такого рода рецептах. Иногда производители также использовали или добавляли к амулету полоски бумаги, снабженные библейскими стихами, чтобы усилить его эффективность. Во-вторых, нужно было смешать материалы и ингредиенты, сформировать сверток и перевязать его бечевкой. Наконец, амулет должен был быть применен соответствующим образом. Его можно было прикрепить к шее животного, к двери, зарыть в пороги или спрятать в сверлильном отверстии над домом, чтобы он не позволял злонамеренным существам проникать внутрь. Люди считали, что произнесение священных слов как в процессе производства, так и в процессе применения обладает большой силой.

Просверлите отверстие в деревянной балке для защитного амулета, найденного в доме 18 века в сельской местности Базеля, Государственный архив кантона Базель-Ланд, SL 5250.5024. Источник: Э.Сарка

Как мы видели, сбор материалов и ингредиентов, производство, а также применение амулета считались необходимыми последовательными шагами для накопления божественной силы. Ингредиенты были либо изначально мощными, либо заряженными святостью в литургическом контексте. Язык, как произнесенный устно во время этих трех шагов, так и добавленный в виде бумажных листков, сформировал основные материальные ингредиенты, которые усилили эффективность амулета, поскольку он черпал божественную силу. Аналогичным образом, сроки производства могут сыграть решающую роль. Например, нужно было собрать растения или применить амулет в определенный праздник или священное время суток. Время, как и язык, действовало как «материальный» компонент, заряженный священной силой, которая могла быть передана амулету в конкретных производственных обстоятельствах. Однажды примененные к домам или животным, эти эффективные маленькие пакеты, содержащие как видимые, так и невидимые материальные объекты, обеспечивали метафизический щит для невидимых сил.

Как я утверждаю в своей диссертации о призраках и духах в пореформенной Швейцарии, ранние современные люди верили, что мир пронизан множеством невидимых сил. Борьба с постоянными сверхъестественными атаками духов и ведьм требовала особых мер. Женщины и мужчины пытались справиться со сверхъестественной сферой и манипулировать ею с помощью сложных ритуалов, записанных в книгах рецептов. Практики, связанные с изготовлением амулетов, раскрывают различные концепции причинно-следственных связей в физическом и метафизическом мире. Прежде всего, они отражают особое понимание материальности, согласно которому определенные растения и продукты питания, а также язык и время содержат силу, которую люди могут накапливать, усиливать и переносить в другие материалы, места и живые существа, чтобы сохранить свою среду обитания.

Государственный архив кантона Базель, Криминалия 4, 22.

Государственный архив кантона Берн, DQ 888, переведенный с оригинального немецкого текста Э. Саркой.

Эвелин Сарка, Шинн фюр Геспенстер. Spukphänomene in der reformierten Schweiz (1570-1730), докторская диссертация в Цюрихском университете, 2020 год, предстоящая весна 2021 года.

Эвелин Сарка защитила докторскую диссертацию в Цюрихском университете, Швейцария. Ее диссертация посвящена влиянию протестантской реформации на веру в призраков и призраков в Швейцарии в 1570-1730 годах. В этом году она получила стипендию Швейцарского национального научного фонда для посещения Гарвардского университета и Университетского колледжа Лондона в 2020-2022 годах в качестве аспиранта. Однако из-за пандемии она, скорее всего, отложит начало стипендии до 2021 года. Предстоящий проект Эвелин сосредоточен на справочниках о фокусах и лайфхаках, связанных с историей знаний и науки (1650-1850). Ее исследовательские интересы лежат в области ранних современных мировоззрений, исторических концепций (им)материальности, причинности и магии, а также возможностей человеческого манипулирования физическим миром.

Оставьте ответ Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для уменьшения спама. Узнайте, как обрабатываются данные ваших комментариев.

https://recipes.hypotheses.org/17515

Ссылка на основную публикацию