Баранья Голова Как Амулет

Предмет барана или головы барана для украшения, амулетов и амулетических украшений является древним, и животное является одним из самых ранних, появившихся в этих формах. Бараньи головы являются одними из самых многочисленных доримских предметов из янтаря и значительно различаются по стилю. 1 Самые ранние из них можно датировать третьей четвертью шестого века до нашей эры, но первые задокументированные примеры относятся к последнему десятилетию шестого века. Есть несколько примеров из контекстов пятого века и группа из четвертого века. Некоторые, такие как 76.АО.82

Кат. № 39 (кат. № 39), являются второстепенными шедеврами архаического искусства, в то время как другие смутно заблокированы и обозначены схематичными царапинами. Различия между головами баранов на протяжении всего периода их производства позволяют предположить, что они были изготовлены любым количеством резчиков, некоторые из которых были высококвалифицированными, другие нет, для покупателей со всех частей итальянского полуострова и районов, расположенных в непосредственной близости от моря. Места находок включают центральную и южную Италию, два места в древней Иллирии и Алалию (Корсика). Многие другие, которые можно датировать по стилю шестым и пятым веками, появились на свет без надежной документации. Из примеров в коллекции Гетти три датированы здесь по стилю шестым веком, а двенадцать примеров — пятым.

Головы янтарных баранов обычно встречаются парами или в большем количестве, наряду с другими предметами из янтаря — фигурными и простыми подвесками, бусами и фибулами. В шестом веке головы баранов были самыми многочисленными из всех фигурных предметов в янтаре. Они были соединены с кораи; подвесками для женских голов; птицами; головами львов, кабанов, газелей и лошадей; а также предметами из цветов и раковин. Объекты барана в янтаре не задокументированы в компании человеческих или гуманоидных субъектов мужского пола — сатиров, Диониса, Геракла или любого другого неназванного бородатого или безбородого мужчины, представленного в янтаре. Редким также является погребение подданных овна с демоническими подданными. Двумя исключениями являются головы баранов из гробницы 102 в Браида-ди-Вальо, в которой также был сфинкс, и головы баранов в Пти-Пале, Париж, из захоронения Сала-Консилина, в котором также был ряд летающих фигур, возможно, гарпий или сирен. 2

Параллели с янтарными головами в других средствах массовой информации привели к выводу, что самые ранние головы янтарных баранов были сделаны во второй половине шестого века, в среде, где работали греческие специалисты (лаконийцы, ионийцы, островитяне и другие восточные греки), но места неуловимы. Сравнения для янтарных бараньих голов шестого века включают бараны на ручках греческих бронзовых сосудов, особенно лаконичной посуды, и на других видах греческой бронзы — статуэтках, зеркалах и другой утвари; предметы овец, выгравированные на ионических греческих драгоценных камнях; уникальный серебряный кулон в виде барана в Нью-Йорке; пары баранов на серебряном восточно-греческом оинохое, найденном в Лидии; и головы баранов, отчеканенные на монетах из Кизика, Кипра, Лесбоса, Дельф и Мелоса. 3 Пластиковые вазы в виде лежачих баранов и протомов барана, маленькие пластиковые протомы барана на греческой и этрусской керамике, а также рисунки баранов на черно- и краснофигурных вазах из различных тканей также предоставляют возможность для дальнейшего сравнения.

Большинство голов янтарных баранов, по-видимому, датируются пятым веком. Параллели включают золотые изделия, датированные специалистами концом шестого века, но которые могут быть более поздними. К ним относятся греческая золотая подвеска с головой барана из Эретрии в Берлине и золотая фибула с наконечником в виде головы барана из Руво в Лондоне. 4 Головы янтарных баранов, датированные второй половиной пятого века, имеют несколько хороших сравнений в драгоценных металлах, среди которых золотое ожерелье с девятью головами баранов, найденное в гробнице около 450-425 годов в Рокканове, и спиральные серьги, украшенные головами баранов, которые нимфа Аретуза носила на сиракузских тетрадрахмах 405 года до н. э. 5

Лучшим доказательством существования янтарных голов баранов начала четвертого века являются спорадические находки в Кумах и три могилы из некрополя Андриуоло в Пестуме, последняя датируется примерно 380-370 годами до н. э.6 В каждом случае головы баранов были частью ожерелий, в которые также входили женские головы. Оба типа являются схематичными.

Важным предшественником для соединения голов баранов и других фигурных элементов в украшениях является «Островная греческая» или лидийская (возможно) золотая подвеска в форме полумесяца из Айдына (Траллес) около 600 г. до н. э.7 В дополнение к головам баранов, эта нагрудная подвеска включает фигуру Потнии Терон со змеями, розетками и солнечными дисками, а также головы грифонов, львов и быков. Потния Терон — это божество, которое наблюдает за растительной жизнью, существами и демонами земли, хтонического царства и неба. Кулон Айдын, таким образом, может быть истолкован как онтологическое утверждение божества, обладающего великой плодовитостью и защищенностью. Несмотря на разницу в масштабах, роль барана здесь аналогична роли протомов барана большого каменного периррантериона, ритуального бассейна для очищения, из истмийского святилища Посейдона: чашу держат женщины, которые стоят на львах, держа их за поводок и хвост, перемежающиеся головами больших баранов. 8 Ритуальный объект, такой как терракотовая лампа седьмого века из святилища Гелы (бараны чередуются с протомами женского пола), может быть выдержкой из такого онтологического заявления. 9

Головы баранов также являются популярным предметом «финикийских» стеклянных подвесок 10 и предметом одного необычного вида египетского скарабея, амулета из голубой фритты начала шестого века, изготовленного в Наукрати. 11 Скарабоиды из голубой фритты необычны в своей обработке в качестве печатей с изобразительными мотивами или надписями на плоских сторонах. Их распределение значительно: Греция, Черное море, Великая Греция (Таранто) и один пример из Черветери. 12 Родственных египетских типов амулетов, представляющих царя богов Амона Ра, — это амулеты с плоской спинкой в виде головы барана с диском и уреем, или только уреем, из полого золота и лазурита, а также из глазурованной композиции и фритты, характерные для погребений с Третьего промежуточного периода и далее. 13 Такова роль бараньих голов, обрамляющих шеи на паре стеклянных композиционных колб, найденных в «Гробнице Исиды» на кладбище Полледрара в Вульчи (Британский музей GR 1850.2-27.57): пара бараньих голов призывает Амона, а иероглифическая надпись выражает поздравления с Новым годом, потенциально опасным переходным периодом, как и смерть.

Архаичные изображения используемых подвесок с головой барана включают скульптурные и раскрашенные образцы, которые носили как женщины, так и мужчины, как божества, так и смертные. Некоторые примеры показательны: терракотовая статуэтка восседающего на троне хтонического (?) женского божества из Агридженто носит три наложенные друг на друга грудные нити с головами быка, барана и сатира. 14 Предметом терракотовой крышки урны (из некрополя Монте-Абатоне, Черветери) является лежащая женщина, которая носит ожерелье с семью подвесками, две из которых — бараньи головы. 15 Мужчина-банкет, изображенный на фронтоне главной стены Гробницы Охоты и рыбалки в Тарквинии, носит три подвески в виде барана на подставке. Кроме того, несколько ожерелий (одно с тремя львиными головами) свисают с ветвей в роще первой камеры той же гробницы. 16 Головы баранов (янтарь), которые носит фигура Монте Абатоне, окрашены в красноватый цвет, в тот же цвет, что и две крошечные бусины в верхней части ожерелья, в отличие от желто-оранжевых (возможно, золотых) центральных подвесок. Головы трех баранов, которые носил мужчина-банкет в Гробнице Охоты и рыбалки, имеют тот же красноватый цвет, что и его кожа, и контрастируют по цвету с сосудами с желтыми и белыми краями (возможно, из блестящей бронзы или серебра), которые держали участники банкета. Ожерелье с головой барана в первой камере также окрашено в красноватый цвет, в отличие от желто-оранжевой пальметты и подвесок со львами (возможно, также золотых) на фресках первой камеры. 17

Эрика Саймон интерпретировала деревья первой камеры Гробницы Охоты и рыбалки как лавры и священную рощу Аполлона в качестве дополнительного доказательства, подтверждающего ее более широкий аргумент о важности Аполлона в погребальном искусстве и обычаях Этрурии (в отличие от его греческой природы). 18 Если роща действительно принадлежит Аполлону, а ожерелья с головами животных, свисающие с деревьев, сделаны из янтаря, это может быть воспринято как еще одно доказательство связи между янтарем, Аполлоном и жизнью в гробнице, а также царством погребения. Хотя головы баранов, изображенные в южной Этрурии, на несколько десятилетий предшествуют дельфийским типам монет с противостоящими парами смонтированных голов баранов (возможно, подвески, а не риты), монеты могут подтвердить связь с Аполлоном. 19 С другой стороны, возможно, что гробница дионисийская, как утверждает Сибилла Хейнс. 20 Стефан Штайнгребер указывает на его дионисийские аспекты. 21

Баран всегда пользовался благосклонностью как могущественный символ из-за легендарной силы и мужественности животного (и, следовательно, его творческих способностей), а также его характеристик как лидера и защитника своего стада. На древнем Ближнем Востоке и с древнейших времен по всему Средиземноморью баран ассоциировался с могущественными божествами и героическими фигурами, богатством и элитой, а также жертвоприношениями. В Южной Италии в Мотте-делле-Тимпоне (Франкавилла-Мариттима) были раскопаны фигурки лежащих животных из слоновой кости, в том числе барана (по большей части украшения из фибул). 22 В Аргосе и Перахоре в Греции статуэтки барана из слоновой кости появились в святилищах, посвященных Гере, а в Эфесе — в святилище Артемиды. Наибольшее количество баранов из слоновой кости было привезено из святилища Ортейи (Артемиды Ортии) в Спарте. В каждом случае баран связан с могущественной женской божественностью и мощным и ценным материалом. Серия бронзовых лаконианских гидрий начала шестого века (форма которых может быть напрямую связана с женщинами) с вертикальными ручками, оживленными женскими головами, лежащими баранами и львом, может быть другими примерами этой принадлежности. 23 Ожерелья четвертого века с головами баранов и женщин из Пестума, последний вздох доримской резьбы по янтарю, могут отражать ту же пару.

Традиционное значение головы барана как предмета на древнем Ближнем Востоке иллюстрируется двумя подвесками из лазурита, датируемыми третьим тысячелетием, возможно, из Ирана, и кальцитовой печатью-амулетом периода Джемдет-Наср, датируемой примерно 3000 годом до н. э.24 В Египте баран был связан с несколькими ключевыми божествами. 25 Баран с опущенными рогами был символом бога Амона, и когда он носил солнечный диск между рогами или включал другую солнечную иконографию, голова барана была одним из двух обличий Амона Ра (другой был гусь). Голова барана в янтаре, предмет, усиленный и сфокусированный материалом, из которого был изготовлен амулет, поместил бы его владельца под защиту представленного божества и путем ассимиляции предоставил бы владельцу доступ к его особым силам. 26

Баран, наиболее высоко ценимое и сексуально сильное домашнее животное, с древнейших времен был самой престижной жертвенной жертвой. Греческие сосуды для питья (риты) в форме бараньих голов являются самыми многочисленными на сегодняшний день и имеют древнее происхождение. В Греции ритон с головой барана, как впервые утверждал Ганс Хоффман, ассоциируется с трагическими героями (тот, кто должен умереть, т. е. быть принесен в жертву сам). 27

Голову барана, возможно, носили, чтобы показать покровительство или преданность божеству. Для грека или этруска кулон в виде головы барана мог быть экзотическим, «восточным» магическим амулетом, защитным талисманом, символизирующим силу или знания Египта, пунического мира или Ближнего Востока.

В грекоязычном мире самые известные истории об апотропейных способностях барана касаются деяний Гермеса, олимпийца, ответственного за увеличение и защиту стад. В Танагре Гермес предотвратил эпидемию в городе, пронеся таран вокруг его стен. Серия статуэток барана, найденных в Медме (Калабрия), свидетельствует о широком влиянии культа Гермеса на Западе. 28 Это был также Гермес, который послал золотого барана, который доставил Фриксоса в безопасное место в Колхиду. Магия парящего барана не прекращалась при его жертвоприношении: Золотое руно, выставленное в роще Ареса, считалось волшебным. Во всей греческой культуре баран занимает видное место как метафора силы и мужества (таким образом, ассоциация с Аресом). Соответственно, герои Гомера уподобляются ягнятам с толстой шерстью (Илиада 3.197). В аттической вазописи бараны иногда изображаются в явно жертвенном контексте. Чаще всего контекст носит героический характер, при этом жертвенная роль барана подразумевается только косвенно. Так обстоит дело в истории Фрикса или Одиссея. И баран, который вынес Одиссея из пещеры Циклопа (Одиссея 9.436 и далее), и лошадь Фрикса приносятся в жертву, как только они закончат свои задачи. Их жертва — часть истории. Символическая сила Золотого руна напоминает историю Атрея и Тиеста: царство принадлежало тому, кто владел золотым ягненком.

Почти все небольшие отдельные головы баранов были найдены в могилах или, в случае их изображения в искусстве, в погребальных условиях. Это имеет решающее значение для лучшего понимания предмета украшения. Хотя украшения в виде головы барана могут быть подвешены на деревьях на картине и носить как мужские, так и женские лежащие фигуры, янтарные головы из документально подтвержденных контекстов взяты исключительно из женских гробниц. Вполне вероятно, что в каждом погребении головы баранов выполняли функцию украшения и амулета, предмет и материал объединялись для создания элитного предмета, мощного украшения, с целым рядом аллюзий — религиозных, божественных, героических, мифических, магических. Это также могло сработать в агрессивной магии или медицине. На многих позднеантичных драгоценных камнях выгравировано изображение бога с головой барана, на одном из которых изображен символ солнца (основанный на Амоне Ра), и они специально связаны с маткой. Считалось, что такие амулеты предотвращают любое болезненное состояние, предотвращают зачатие или благоприятствуют и облегчают роды. 29

Солнечные аспекты янтаря вполне могли подчеркнуть связь предметов подвески с возрождением, с египетским ба, с солнечными божествами, с героями (Одиссеем, Фриксосом или Ясоном) или с магической фигурой, такой как Медея. Кулон Айдын (Траллес) указывает на место барана во вселенной могущественного женского божества природы. Из олимпийских богов, если Аполлон (солнечное божество) был вызван на ум (и на работу) головой барана, то, возможно, существовала связь с его сыном Фаэтоном и Гелиадами, чьи блестящие слезы, пролитые в трауре по их брату Фаэтону, затвердели на солнце и превратились в янтарь. Если бы Гермес был вызван, это могло бы указывать не только на его легендарное магическое действие в Танагре, но и на его роль — и роль барана — как психопомпоса. Как показывает этот обзор, тема изображений барана в древнем искусстве заслуживает дальнейшего изучения. 30

https://www.getty.edu/publications/ambers/objects/groups/8/

Ссылка на основную публикацию