Око Гора И Око Ра: Не Одно И То Же

Око Ра и Око Гора буквально так же различны, как солнце и луна. Они относятся к божествам, имеющим сходство в их иконографии и определенное совпадение в их ролях и атрибутах, но рассматриваемые глаза имеют очень четкое и четкое значение; когда они написаны с заглавной буквы, на самом деле предназначен только один глаз для каждого бога.

Гор был первым главным богом и царственным покровителем в истории Египта, защищавшим царя и воплощавшимся в нем в течение нескольких столетий, прежде чем Ра-Атум, бог солнца Гелиополиса, стал центром царского культа. Неудивительно, что для бога, обычно изображаемого в виде сокола, Гор был богом неба. Его правый глаз (старший и более важный) был солнцем, а левый — луной.

Однако, когда мы говорим о Глазу Гора, мы имеем в виду именно левый глаз. Левый глаз был поврежден во время одной из его битв с Сетом, и Тот должен был исцелить глаз. Последствия этих действий сложны в египетской мысли и магии. Во-первых, это объясняет прибывание и убывание Луны. Полная луна представляет здоровый глаз, а частичные фазы — поврежденный глаз; однако после Новолуния он начинает заживать под влиянием Тота и со временем возвращается в полное состояние. Во-вторых, этот миф объясняет тот факт, что луна является атрибутом как Гора (как его левый глаз), так и Тота. Наконец, и это самое главное, исцеленный левый Глаз Гора (или Веджат) становится важным символом исцеления и предотвращения вреда в результате одной из самых основных черт египетской магии. В египетской магии одним из сильнейших способов достижения своей цели является отождествление себя (или человека, которому вы намереваетесь помочь, или и того, и другого) с одним или несколькими богами. В случае с Глазом Гора человек носит амулет с этим символом, чтобы ассоциировать себя с великим богом Гором, чтобы предотвратить вред или способствовать исцелению там, где вред уже произошел. Этот амулет становится любимым в погребальном культе.

Ра, который становится царственным богом, когда цари Третьей династии впервые принимают его в качестве царственного покровителя, также является богом неба, но его роль в основном носит солнечный характер. В гелиопольском мифе солнце отождествляется с огненным глазом Ра, но это только одна интерпретация видимого явления, которым является солнце. Тот же комплекс мифов, например, думает о солнце на рассвете, как о навозном шаре, перекатывающемся через холм богом солнца в его форме небесного жука, Хепера. Обе интерпретации существуют бок о бок, и они не считаются противоречащими друг другу. Скорее, они рассматриваются как частичное понимание сложной и священной реальности, которая в конечном счете находится за пределами человеческого понимания.

Глаз Ра, написанный с большой буквы, относится к мифу, в котором Ра удалил свой глаз после того, как его дети отправились исследовать первозданные воды и заблудились. Он послал свой глаз, с его огнем, чтобы осветить тьму, отдельно, чтобы искать их. Глаз вернулся вместе с детьми на буксире, но тем временем у Ра вырос новый глаз. Око Ра стало ревновать к своему утраченному положению; оно было не просто частью тела бога солнца, но и его дочерью, по-разному отождествляемой с такими богинями, как Ваджет, Хатхор и Сехмет. Однако Ра приветствовал ее возвращение и положил ее себе на лоб, чтобы защитить и осветить. В данном случае подразумевается богиня кобра Ваджет (не путать с совершенно другим словом Веджат). Богиня кобра, восседающая на лбу Ра, является моделью для Урея, или скульптуры кобры, которая украшает короны египетских царей.

Око Ра относится также к великим богиням Хатхор и Сехмет, соответственно женам Гора и Птаха из Мемфиса. Когда Сехмет отождествляется с Оком Ра, это означает подчеркнуть разрушительную силу солнечного тепла, направленного против врага или даже жертвы. Огненный взгляд солнца может увядать вместо того, чтобы давать жизнь, и в эпоху, задолго до появления микробной теории, этот увядающий эффект, казалось, объяснял некоторые катастрофические заболевания. Сехмет стала богиней чумы, но также исцеления и профилактики болезней. Эта двойственность также очевидна в Хатхор, возможно, в высшей степени женственной и милостивой богине в египетских верованиях. Она покровительница исцеления, искусств и человеческой любви, всего того, что процветает под благосклонным взглядом солнца. Однако теоретически она способна на всю дикость Сехмет. Согласно одному мифу, Ра решил наказать человечество и послал свой Глаз как Хатхор в устрашающем обличье, чтобы выполнить эту задачу. Неистовая богиня-корова настолько увлеклась своей работой, что превысила свои полномочия, и Ра должен был остановить ее, прежде чем она сможет полностью уничтожить человечество. В конце концов, это была огромная лужа пива, окрашенная в цвет крови, которая отвлекла ее от ее задачи и вернула к ее характерно доброжелательной роли.

Таким образом, Око Гора и Око Ра являются глубоко различными символами, основанными на изначально отдельных (но в конечном счете переплетенных) мифологических циклах и играющими разные роли в египетской магии и церемониях. В то же время совпадающие характеристики указывают на гибкий и синкретичный характер египетской религии, которая всегда находила способы адаптировать старую идею при принятии новой. Тот факт, что Око Гора и Око Ра, или, если на то пошло, боги Гор и Ра, существовали бок о бок на протяжении всей оставшейся части египетской истории, говорит об этой истине.

https://michaeltfassbender.com/nonfiction/ancient-history/the-eye-of-horus-and-the-eye-of-ra-not-the-same/

Ссылка на основную публикацию