Открытие «Фабрики Амулетов Викингов» Заставляет Переосмыслить Загадочные Артефакты

Археологи долгое время предполагали, что статуэтки валькирий изображали скандинавских мифических существ. Новое исследование того, как и где они были сделаны, бросает вызов этому.

Таинственные древние женские статуэтки были найдены десятками по всей Дании и даже в Англии и России: бронзовые изображения длинноволосых женщин длиной в дюйм, часто в шлемах с гребнями и длинных платьях, вооруженных щитами и мечами. Маленькие амулеты датируются более чем тысячелетней историей, эпохой викингов.

Но поскольку женщин—викингов обычно не хоронили с оружием — в отличие от их коллег-мужчин — исследователи обратились к сагам и мифологии, чтобы объяснить вооруженные женские фигурки, и пришли к выводу, что они представляли валькирий, мифических женщин-воинов, которых древние скандинавы считали ответственными за транспортировку убитых воинов в загробную жизнь.

«Изображения всегда понимались с точки зрения того, что мы знаем о скандинавской мифологии», — говорит Питерьян Декерс, археолог из Свободного университета Брюсселя.

Однако в статье, опубликованной сегодня в журнале «Средневековая археология», Декерс и его соавторы утверждают, что подвески «Валькирии» представляют реальных женщин, которые играли центральную роль в фестивалях или церемониях викингов. Кроме того, они предполагают, что вооруженные женские фигурки являются частью более широкого набора ритуальных предметов, которые предполагают, что гендерные роли в Европе эпохи викингов могли быть более сложными, чем считалось ранее.

«Сборочная линия Викингов»

Ключом к последнему исследованию стало открытие в 2017 году того, что, по—видимому, было ювелирной мастерской, построенной в начале девятого века — на заре эпохи викингов — в торговом форпосте под названием Рибе на западном побережье Дании.

Археологи из Орхусского университета обнаружили более 7000 глиняных фрагментов размером с ноготь в небольшой мастерской и вокруг нее. Тщательно собрав фрагменты вместе, команда поняла, что у них есть свидетельства сборочной линии эпохи викингов: ремесленники вырезали одну фигурку, затем вдавливали каждую сторону в глину, чтобы сделать двухсторонние формы. Расплавленную бронзу заливали в глиняные формы, которые разбивали и выбрасывали после того, как металл остывал.

«Используя одну модель, вы можете сделать сотни копий», — говорит Соэрен Синдбек, археолог из Орхусского университета и соавтор исследования.

Чтобы выяснить, какие предметы отливала мастерская, исследователи использовали сканеры, первоначально предназначенные для зубных имплантатов, для создания 3D-компьютерных моделей разбитых глиняных форм, а затем собрали их в цифровом виде. С помощью копии формы они могли бы затем восстановить изготовленные ими амулеты.

«Они создают изображение артефакта, которого на самом деле не существует, из разрозненных кусочков головоломки», — говорит археолог Национального музея Дании Лешек Гардела, который не участвовал в исследовании. «Это довольно инновационно».

Ритуальные воины

Одна из реконструированных форм предназначалась для массового производства знакомых подвесок «Валькирия». Но чем больше форм собирали исследователи, тем больше они начинали сомневаться в том, что статуэтки изображали мифических валькирий: мастерская изготавливала не только статуэтки женщин с оружием и щитами, но и изображения мужчин, дергающих себя за волосы, а также другие, более повседневные предметы, включая колеса, лошадей и другие немифологические образы.

Все образцы фигурок, произведенных на фабрике Рибе, также можно найти на одном из редких визуальных изображений, сохранившихся со времен викингов: известном как гобелен Осеберга, вышитая ткань 1200-летней давности изображает ритуальную процессию с колесными повозками, лошадьми, женщинами с оружием и людьми в рогатых шлемах или костюмах животных. Многие изображения на гобелене соответствуют формам Рибе.

«Я уверен, что это то, что показывают маленькие амулеты», — говорит Синдбек. «У нас точно такой же диапазон».

Взятые в комплекте, амулеты, изготовленные в Рибе, могли бы по-новому взглянуть на церемонию, которая имела особое значение для людей в Скандинавии эпохи викингов. «Женщины действительно играли заметную роль в этих ритуалах», — говорит Синдбек. «Конечно, они были бы — в домашней обстановке они были центральными персонажами».

Синдбек говорит, что статуэтки «Валькирии» и сцены с гобелена Осеберга не изображают женщин, которые служили воинами в реальной жизни. Хотя известно, что женщины сражались в эпоху викингов, и женщин очень редко хоронили с мечами и другим оружием, дизайн женских статуэток из Рибе и других мест предполагает, что происходит что-то еще: женщины изображены со щитами и мечами, но также в старинных шлемах и длинных платьях.

«Это не показывает нам бой — вы не могли бы пойти в бой в платье с длинным шлейфом», — говорит Синдбек. «Женщины-воины были чем-то особенным, но это не то, что они показывают нам в этих амулетах».

Вместо этого, говорят исследователи, амулеты могут изображать пространство, где традиционные гендерные роли викингов растаяли. «То, что показывают подвески, — это двусмысленность», — говорит археолог Орхусского университета Сара Круа, соавтор статьи. «У вас есть особи женского пола, носящие оружие, и мужчина, дергающий себя за волосы, что является женским жестом».

Коллеги говорят, что это освежающее изменение по сравнению с некоторыми недавними исследованиями, в которых основное внимание уделяется женщинам-воинам в эпоху викингов. «Они избегают упрощенной интерпретации женщин и оружия, где все они валькирии и воины, и спорят о чем-то другом», — говорит Гардела. «Хорошо помнить, что нет единого фиксированного способа интерпретации этого материала».

Для Круа, который десять лет проработал в Ribe и руководил сканированием и 3D—реконструкцией глиняных фрагментов, подвески добавляют уровень сложности нашему представлению об эпохе викингов — и показывают, что сегодняшние дискуссии и дебаты о гендере и идентичности не являются чем-то новым.

«Это важное напоминание о том, что мы не можем предполагать, что представления о гендерных ролях являются фиксированными или постоянными», — говорит Круа. «Мужские и женские роли меняются и отличаются в разных культурах».

https://www.nationalgeographic.co.uk/history-and-civilisation/2021/08/viking-amulet-factory-discovery-forces-rethink-of-enigmatic-artifacts

Ссылка на основную публикацию