Драгоценные Амулеты Древней Нубии Будут Выставлены В Музее Изящных Искусств Бостона

БОСТОН, Массачусетс (23 июня 2014 г.) — Коллекция драгоценностей из древней Нубии мирового класса в Музее изящных искусств Бостона (МИД) будет представлена этим летом в «Золоте и богах: Драгоценности Древней Нубии». Коллекция нубийских украшений МИД является наиболее полной за пределами Хартума — результат экспедиции начала 20-го века, проведенной Музеем совместно с Гарвардским университетом. Выставка открывается 19 июля и включает работы нубийских ювелиров и ювелиров, которые были одними из самых новаторских в древнем мире. На выставке представлено около 100 раскопанных украшений, датируемых 1700 годом до н. э. — 300 годом н. э., которые будут представлены в галерее Фонда семьи Риты Дж. и Стэнли Х. Каплана. Выставка исследует королевские гробницы королей и королев, которые были заполнены сложными украшениями, такими как ожерелья, амулеты, сложенные браслеты и серьги. МИД уникален своей способностью организовать выставку нубийских ювелирных изделий и украшений, взятых исключительно из собственной коллекции. В дополнение к золоту — самому важному товару Нубии — ювелирные изделия на выставке включают в себя драгоценные материалы, такие как лазурит (импортированный из Афганистана), голубой халцедон (импортированный из Турции), аметистовый кварц и сердолик, а также эмаль и стекло, которые в то время были редкими и ценными новыми технологиями. Выставка сопровождается полностью иллюстрированной публикацией МИД о нубийских ювелирных изделиях.

«Долина Нубийского Нила была домом для очень сложных и динамичных культур, и их впечатляющие украшения демонстрируют техническое мастерство и эстетическую чувствительность нубийских ремесленников. Мало кто знаком с этой удивительной цивилизацией — ее можно даже назвать «величайшей древней цивилизацией, о которой вы никогда не слышали», — сказала Дениз Докси, куратор отдела древнеегипетского, нубийского и ближневосточного искусства МИД.

Народ древней Нубии (известный в древности как кушиты) занимал земли между Асуаном на севере и Хартумом на юге. Их северным соседом был Египет, грозное государство с богатой материальной культурой, которое обращалось в Нубию за экзотическими предметами роскоши, такими как слоновая кость, черное дерево, шкуры животных, страусиные яйца и золото. Золото было особенно ценным товаром в древнем мире — как и сегодня, — и Нубия была основным источником этого драгоценного металла. Золото также было священным веществом, ассоциируемым как в Египте, так и в Нубии с могущественным богом солнца Амен-Ре. Золотые самородки носили в качестве амулетов в Нубии, а ритуальные предметы из камня или дерева часто покрывали золотой фольгой.

Выставка посвящена многовековым королевским украшениям, в том числе уникальным нубийским предметам и иностранному импорту, которые ценились за их материалы, мастерство, символику, инновации и редкость. Здесь представлено невероятное разнообразие предметов, многие из которых чрезвычайно редки и находятся в первозданном состоянии, например, хрустальный кулон с головой Хатхора (743-712 до н. э.). Эта работа является единственным примером кулона с изображением Хатхор, богини любви и материнства, на хрустальном шаре, и была обнаружена в гробнице королевы в эль-Курру, месте захоронения ранних правителей периода Напатана (эпоха между серединой восьмого и концом четвертого веков до нашей эры). Цилиндрические футляры для амулетов, подобные этому, носились подвешенными на шее и, как считалось, обладали особой силой. Найденные похороненными вместе с мертвыми, некоторые из них содержали листы папируса или металла, исписанные магическими текстами.

«Одним из наиболее важных аспектов нубийских фондов музея является архивная составляющая, такая как фотографии и рисунки с раскопок. Эти материалы обеспечивают жизненно важный контекст, в котором можно понять, где, как и почему носили и ценили ювелирные изделия. На выставке мы воспользовались ресурсами МИД, включив увеличенные фотографии раскопок на стенах и уменьшенные изображения на отдельных этикетках», — сказала Ивонн Марковиц, Рита Дж. Каплан и Сьюзан Б. Каплан, куратор ювелирных изделий в МИД.

Сложные драгоценности сопровождали захоронения нубийских королев в эль-Курру, в том числе трехмерные подвески из драгоценного металла и твердого камня, такие как Амулет Маат (743-712 до н. э.). Золотые амулеты, золотые колпачки для пальцев рук и ног и погребальные маски из драгоценного металла, такие как позолоченно-серебряная маска королевы Малакайе (664-653 до н. э.), украшали королевские мумии гробниц. С близлежащего кладбища в Нури привезена потрясающая нагрудная статуя Крылатой Исиды (538-519 гг. до н. э.), выполненная из золота, на которой изображена богиня в замысловатом платье из бисерной сетки и головном уборе в форме трона — иероглифе ее имени. В руках она держит иероглифические символы, означающие «дыхание жизни».

На протяжении всей античности украшения были наполнены магическим смыслом — носить их было буквально вопросом жизни или смерти. Кушиты создали сложные амулеты, чтобы защитить владельца от зла, и их гробницы были заполнены множеством этих предметов. На груди крылатой богини (743-712 до н. э.) изображена обнаженная крылатая фаянсовая богиня, увенчанная солнечным диском, уреем (змеей) и перьями. Подобные амулеты могли быть предназначены для обеспечения воскрешения и возрождения их владельцев или для того, чтобы поместить их под непосредственную защиту великих богов. Считалось, что другие отгоняют злых духов.

Стекольная промышленность была особенно развита в древней Нубии, начиная с четвертого века до нашей эры, когда мастера усовершенствовали процесс нанесения эмали на металл и могли похвастаться первым использованием коричневато-красной эмали в древнем мире. Примером этой новой технологии является Браслет с изображением Хатхор (100 г. до н. э.). В работе использована трехцветная символика, распространенная в Древнем Египте, а именно синий, зеленый и красный цвета. Браслет состоит из трех частей, с украшением из цветной эмали, заполняющим отрицательные пространства и демонстрирующим сидящую фигуру богини в центре. Мероитские правители (из нубийского города Мероэ, который процветал между 300 годом до н. э. – 364 годом н. э.) приняли множество отличительных королевских украшений, подобных этому, и часто изображаются нагруженными сложными украшениями, в том числе широкими воротниками, ожерельями из тяжелых шариковых бусин, большими подвесками, ножными браслетами, наборными браслетами, повязками, серьгами, кольцами для пальцев (иногда наборными) и иногда кольцами для большого пальца лучников.

В Мероэ носили несколько стилей сережек — ушные шпильки в форме диска; шпильки с головкой барана; проволочные обручи с подвесками; и литые кольцевые (с небольшим зазором) серьги. На некоторых изображены местные божества-покровители, такие как Хатхор и Бес. Другие напоминают ушные украшения из древнегреческого мира. Когда-то считавшийся импортом, научный анализ показывает, что на самом деле они были сделаны на местном уровне. Нубийские украшения обычно носили изображения богов и религиозные символы, которые должны были принести владельцу божественную защиту. Двойная серьга в виде головы Хатхор (90 г. до н. э. – 50 г. н. э.) изображает цветок лотоса с эмалевой инкрустацией, увенчанный двумя головами Хатхор с солнечными дисками.

Некоторые из самых ранних работ выставки относятся к классическому периоду Кермы в Нубии (1700-1550 гг. до н. э.), когда ювелиры предпочитали различные материалы за их цвет, текстуру, блеск и символическое значение. Особенно характерной средой был кварц с голубой глазурью, вещество, которое трудно изготовить, но красиво просвечивающее, как показано на примере ожерелья с цилиндрическим футляром для амулета (1700-1550 гг. до н. э.) и Цепочки бус с подвеской из глазурованного кварца (1700-1550 гг. до н. э.). Грозные воины Кермы также были похоронены с характерными предметами украшения. Функциональные мечи и кинжалы сопровождались миниатюрными образцами, изготовленными из драгоценных материалов, которые, должно быть, выполняли церемониальную функцию. Считается, что большие стилизованные подвески с мухами, часто встречающиеся парами, были военными наградами — они сравнивают агрессию их владельцев с агрессией цепкой нилотской мухи.

Экспедиция Гарвардского университета – Бостонского музея изящных искусств (1904-1947)

Коллекция древнеегипетского и нубийского искусства МИД является одной из самых важных в мире, превосходящей как по широте, так и по глубине. В 1905-1942 годах экспедиции с Гарвардским университетом привели к открытию многих наиболее важных древних предметов Музея, которые можно увидеть в крыле музея Джорджа Д. и Марго Бехракис «Искусство древнего мира». Раскопки велись вверх и вниз по Нилу, от побережья Средиземного моря до Судана, представляя места из всего спектра египетской и нубийской истории. Посетителям «Золота и богов» рекомендуется посетить галереи МИД, посвященные Древнему Египту, чтобы увидеть больше предметов из этих экспедиций.

https://www.mfa.org/news/gold-and-gods

Ссылка на основную публикацию