Талисман В Виде Ключа

Теории заговора процветают на загадочных символах и скрытых визуальных знаках. «Око Провидения» – глаз, расположенный в треугольнике – является одним из таких символов, связанных с масонством, но также связанных с апокрифическими иллюминатами, тайной группой элитных личностей, якобы стремящихся контролировать мировые дела.

Око Провидения является громоотводом для теоретиков заговора, потому что оно очень скрыто на виду: оно не только появляется на бесчисленных церквях и масонских зданиях по всему миру, но также изображено на оборотной стороне американской однодолларовой купюры, а также на Большой печати Соединенных Штатов.

На купюре в 1 доллар США Око Провидения расположено над пирамидой из 13 ступеней, символизирующей первоначальные штаты (Кредит: Алами)

По правде говоря, это странный и откровенно странный выбор для государственного символа США. Бестелесный глаз сильно передает ощущение любопытного авторитарного Старшего Брата. В сочетании с пирамидой под ним у нас есть эмблемы, предполагающие древний и эзотерический культ. Итак, каковы истоки Ока Провидения, почему он так очаровывает нас и почему он часто связан с масонами и иллюминатами?

Божественный глаз на Ужине Понтормо в Эммаусе (1525) был более поздней перекраской, скрывающей трехстороннее лицо, запрещенное Контрреформацией (Фото: Галереи Уффици)

Первоначально Око Провидения было христианским символом, и самые ранние примеры его использования можно найти в религиозном искусстве эпохи Возрождения для изображения Бога. Ранний пример — Ужин Понтормо в Эммаусе в 1525 году, хотя сам символ был нарисован позже, возможно, в 1600-х годах.

Он был изобретен как знак сострадательной бдительности Бога над человечеством

Другим ключевым источником иконы была книга эмблем под названием «Иконология», впервые опубликованная в 1593 году. В более поздних изданиях Око Провидения было включено как атрибут олицетворения «Божественного Провидения», то есть Божьей благосклонности. Как следует из названия символа и его раннего использования, он был изобретен как знак сострадательной бдительности Бога над человечеством.

Опираясь на прошлое

Никто точно не знает, кто его изначально изобрел, но тот, кто это сделал, создал его из набора ранее существовавших религиозных мотивов. Треугольник был давним символом христианской Троицы Отца, Сына и Святого Духа; иногда в предыдущие века Бога даже изображали с треугольным нимбом. Лучи света, которые часто изображаются исходящими от символа, также являются ранее существовавшим знаком Божьего сияния в христианской иконографии. Но каково происхождение этого жуткого бестелесного глаза? Бог и раньше изображался множеством загадочных способов, например, одной рукой, появляющейся из облака, но не в виде глаза.

В Книге часов Бог изображен с треугольным нимбом, отсылающим к христианской Троице Отца, Сына и Святого Духа (Кредит: Базельский университет)

Справедливо будет сказать, что глаз, представленный изолированно, оказывает свое собственное психологическое воздействие, демонстрируя авторитет и для зрителя подразумевая разумную бдительность. Вы даже можете увидеть этот эффект в природе, когда у некоторых животных появились «глазные пятна» на коже, чтобы отпугивать хищников. Фотограф-сюрреалист Ман Рэй лучше всего описал сверхъестественность бестелесного глаза, сказав, что «Ложное зеркало» Рене Магритта 1929 года «видит столько, сколько видно само».

Глаз очаровал сюрреалистов своим пороговым положением между внутренним «я» и внешним миром, показанным здесь в «Ложном зеркале» Магритта (1929) (Заслуга: Алами)

Но есть более глубокая история, которую следует рассмотреть в качестве символа, – та, которая возвращает нас к самым ранним известным религиям. В третьем тысячелетии до нашей эры шумеры передали святость некоторых скульптур, ненормально увеличив глаза, чтобы усилить ощущение исполненной долга бдительности. Они даже проводили церемонии, на которых художники оживляли скульптуры, «открывая» глаза фигурам.

Шумеры использовали ненормально большие глаза, чтобы передать святость божественных фигур (Фото: Музей искусств Метрополитен)

Но именно древние египтяне были создателями отрешенного глаза в качестве мотива: например, пара глаз, нарисованных на гробу, позволяла мертвым видеть в загробной жизни. И один из самых известных египетских символов — Глаз Гора.

Этот мотив на самом деле представляет собой гибрид человеческого и соколиного глаза, и он включает в себя темные отметины на бровях и щеках птицы. Согласно древнеегипетской мифологии, богу-царю Гору (часто изображаемому в виде сокола или с головой сокола) вырезали глаза в битве с его дядей Сетом. С помощью Тота он позже исцелил свои глаза. Поэтому Глаз Гора был защитным символом, часто используемым в качестве амулета, скульптуры, достаточно маленькой, чтобы человек мог носить ее в кармане в качестве формы защиты.

Глаз Гора – гибрид человеческого и соколиного глаза – носился в качестве формы защиты (Кредит: Алами)

Этот и другие египетские иероглифы изолированных человеческих глаз повлияли на европейскую иконографию в эпоху Возрождения. В то время ученые и художники увлекались египетской письменностью; единственная проблема заключалась в том, что они не до конца понимали ее, и попытки перевода обычно были полны неточностей. Один из самых известных появился в романе 1499 года под названием «Сон Полифило», где перевод египетского символа с одним глазом был «Бог».

Потерялся в переводе

Это произошло из-за фундаментального непонимания первоначального использования иероглифов. В настоящее время мы знаем, что это письменный язык, состоящий в основном из фонетических знаков, но в 1400-х и 1500-х годах считалось, что они имеют гораздо более мистическое значение. Символы в иероглифическом письме – животные, птицы и абстрактные фигуры – считались намеренно загадочными, каждый из которых создавал смысл благодаря вдохновению зрителя, а не был частью лингвистической системы. Считалось, что это были открытые головоломки, которые содержали множество значений.

Око Провидения — это символ, почти специально созданный для того, чтобы его переосмыслили, а может быть, даже неправильно истолковали

Это убеждение оказало огромное влияние на европейское искусство. Когда вышли словари символов, такие как Эмблемы Андреа Альчиати 1531 года и более поздняя Иконология Чезаре Рипы, акцент был сделан на загадочных, часто очень сложных визуальных символах, в которых зритель участвует в расшифровке, а также в построении значений из них.

В результате такой мотив, как Око Провидения, был намеренно эзотеричен по своему внешнему виду. Это символ, почти специально созданный для того, чтобы его переосмыслили, а может быть, даже неправильно истолковали. И это действительно осуществилось в конце 18 века. Три ключевых примера этого периода демонстрируют растущее разнообразие символики Ока Провидения.

Око Провидения появилось в верхней части изображения Декларации прав человека и гражданина, сделанного Жан-Жаком-Франсуа Ле Барбье в 1789 году (фото: Алами)

В послереволюционной Франции в «Декларации прав человека и гражданина» Жан-Жака-Франсуа Ле Барбье 1789 года был представлен текст радикально новой декларации с Оком Провидения вверху. В данном случае она стала инструментом патерналистского разума, наблюдающего за новой эгалитарной нацией.

В Великобритании в 1794 году Джереми Бентам поручил архитектору Уилли Ревели разработать логотип для своего «пАноптикума» – революционно новой тюрьмы, предназначенной для постоянного наблюдения за каждой камерой. В результате дизайн заметно включал Око Провидения – символ теперь немигающего взгляда судебной справедливости – в окружении слов «Милосердие», «Справедливость» и «Бдительность».

Ротонда, окружающая смотровую башню, тюрьма Бентама «Паноптикум» была спроектирована таким образом, чтобы заключенные никогда не знали, когда за ними наблюдают (Кредит: Общественное достояние)

Несколькими годами ранее, в 1782 году, была открыта Великая печать Соединенных Штатов Америки. Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин и Джон Адамс предложили идеи для дизайна, но именно Чарльз Томсон, секретарь Континентального конгресса, придумал пирамиду и Око Провидения, среди других элементов печати, в сотрудничестве с молодым юристом и художником по имени Уильям Бартон. Незаконченная пирамида должна была символизировать «силу и долговечность», с 13 уровнями, представляющими 13 первоначальных штатов Америки. Око Провидения – как и два других примера того же периода в Великобритании и Франции – было условным символом благосклонного Божьего надзора за этой молодой нацией. Ни в одном из этих примеров масонство не было связано с выбором символа.

Дизайн Уильяма Бартона для Великой печати Соединенных Штатов был использован на обратной стороне, хотя и с измененными девизами (Кредит: Алами)

Так как насчет иллюминатов? Подробности первых лет существования первоначальной группы, основанной в Баварии в 1776 году и распущенной в 1787 году, относительно неясны. К сожалению, мы также не знаем, насколько важны были визуальные символы для первоначального порядка. Это правда, что иллюминаты были вдохновлены идеями масонства, которое время от времени использовало Око Провидения как символ Верховного Архитектора (Бога), следуя примеру многих других церквей того времени.

К сожалению для теоретиков заговора, Око Провидения на однодолларовой купюре говорит нам гораздо больше об эстетике конца 18 века, чем об авторитете тайных элит

Однако масоны широко не использовали символ Ока Провидения, по крайней мере, до конца 18 века, и не раньше, чем Бентам, Ле Барбье, Томсон и Бартон приняли его для своих основных целей. К несчастью для теоретиков заговора, Око Провидения на однодолларовой купюре говорит нам гораздо больше об эстетике конца 18 века, чем об авторитете тайных элит.

Главный национальный символ США, Великая печать, впервые была использована в 1782 году (Кредит: Алами)

И в наше время Мадонну, Джей-Зи и Канье Уэста обвиняют в использовании иконографии иллюминатов, включая Око Провидения. Но вместо какой–либо связи с иллюминатами, что объединяет каждого музыкального исполнителя, так это проницательный взгляд на культовое (и, возможно, на провокацию) — как в визуальных эффектах, так и в мелодии. Многократное использование Ока Провидения – и мы можем применить это как к Мадонне и Джей-Зи, так и к Бентаму, Ле Барбье, Томсону, Бартону, масонам, художникам эпохи Возрождения или почти любому другому человеку или группе – является доказательством не согласованного заговора, а его непреходящего блеска как части дизайна логотипа.

Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-либо еще, что вы видели на BBC Culture, зайдите на нашу страницу в Facebook или напишите нам в Twitter.

https://www.bbc.com/culture/article/20201112-the-eye-of-providence-the-symbol-with-a-secret-meaning

Ссылка на основную публикацию