Амулет, Который Помогает Видеть Духов

Сомдет То, по словам Джастина Макдэниела, «возможно, самый известный монах в истории Таиланда». Его изображение, фотография, песнопения, биографии, амулеты и брошюры повсюду. Тем не менее, вы могли бы прочитать все, что написано о тайском буддизме на английском языке для ученых или туристов, не замечая его существования, не говоря уже о его важности. В этой превосходной книге Макдэниел не только отдает должное Сомдету, но и предлагает новый способ мышления о «тайском буддизме» и о том, как его изучают.

ВЛЮБЛЕННЫЙ ПРИЗРАК И ВОЛШЕБНЫЙ МОНАХ

Практикующий буддизм в современном Таиланде Автор: Джастин Т. Макдэниел Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк ISBN 978-0-231-15376-8 |60 долларов США на Amazon

Сомдет То родился около 1788 года. Существует множество биографий, фильмов и веб-страниц о его жизни, но они дико противоречат друг другу, и документальных доказательств мало. Он известен по многим историям. По одной из версий, он был сыном короля Рамы I, родившегося от лаосской крестьянки во время военной кампании на Севере. Эта история дает ему истоки, которые простираются от верха до низа общества, от центра до периферии. Он стал великим ученым-палийцем, настоятелем престижного храма Ват Ракханг и наставником королей.

Но почему он так знаменит до сих пор? Не для его учения. Сохранилось всего несколько проповедей, и они ничем не примечательны. Не для его сочинений — несколько страниц с рецептами изготовления амулетов. Не для каких-либо философских инноваций или реформаторского движения. Его наследие состоит в основном из историй о его жизни, которые показывают его сострадательным, очень приземленным, даже готовым высмеять своего великого покровителя, короля.

Как и в случае с Буддой, истории из жизни (и предыдущих жизней) являются формой обучения на примере. Но, возможно, самые известные факты о Сомдете То, что он медитировал на трупах, изгонял призраков и специализировался на изготовлении защитных устройств, особенно амулетов. Его помнят за его исключительные способности. С тех пор амулеты стали крупным бизнесом, и Somdet To являются одними из самых ценных и дорогостоящих.

Одна история о Сомдете дает ему роль в самой известной сказке о привидениях Сиама. После смерти при родах Мэй Нак отказалась бросить своего любимого мужа и жестоко убила соседей, которые сказали ему, что он живет с призраком. Сомдет То был призван, чтобы усмирить дух Нака и положить конец бойне. Местный ват (храм) Нака, ныне расположенный в пригороде Бангкока, каждый день переполнен людьми, просящими помощи у духа этого любящего, но злобного призрака, от Сомдета До и от множества других святынь и гадалок.

Сомдет, чтобы усмирить призрака песнопением, Джинпанджара гата. Этот довольно воинственный стих сейчас чрезвычайно популярен, доступен в брошюре, в радиопередаче, загружаемой мелодии звонка, или пропитан священной водой статуей Сомдета, Чтобы включить диктофон, воспроизводящий песнопение в бесконечном цикле.

Макдэниел имеет в виду, что практика буддизма в Таиланде сегодня — это все о святилищах легендарных призраков, амулетах, связанных со знаменитыми старыми монахами, магических песнопениях, используемых в качестве рингтонов, семейных прогулках в тематические парки, полные статуй фигур, жестоко замученных в аду, и так далее.

Ученые представили идеализированный буддизм, очищенный и стандартизированный учениями из Шри-Ланки, реформаторскими движениями, возглавляемыми королями, и современным законодательством. На самом деле, утверждает Макдэниел, все эти усилия потерпели неудачу. Нет даже стандартной литургии, руководства для религиозных представлений. Тысячи монахов и ватов создали свои собственные версии. Не было никакого контроля за границами того, чему поклоняются. Местные духи, индуистские и китайские боги, призраки, такие как Нак, прошлые короли и все более известные монахи, такие как Сомдет, проникли в пантеон. Аббат попросил у Макдэниела распятие, потому что подумал, что оно станет хорошим дополнением к его коллекции защитных амулетов.

Макдэниел сопротивляется описанию результата как синкретизма на том основании, что сами практикующие не видят этого таким образом. Модный термин «гибридность» ни разу не встречается в этой книге. Макдэниел также решительно выступает против классификации практик в «чистом буддизме» и других магических элементах, обозначенных как «тантрические» или «эзотерические». Он предполагает, что «чистый буддизм» — это то, что воображают иностранные ученые, особенно те, кто имеет протестантское происхождение (Макдэниел — ирландский католик). В истории «чистое» и остальное не могут быть распутаны. Движение за реформу Таммаюта, которое предположительно началось как попытка очистить буддийскую практику, закончилось тем, что лесные монахи прославились своими сверхъестественными способностями. Макдэниел с удовольствием отмечает, что некоторые современные сторонники «чистого» буддизма также владеют защитными амулетами.

Макдэниел предполагает, что у людей есть «репертуары», то есть меню религиозных вещей, которыми они будут владеть или заниматься. Эти репертуары могут быть очень разнообразными и очень гибкими с течением времени. Причуды приходят и уходят. В последнее время Ганеша хорошо поработал, но сейчас, возможно, угасает. Ни государство, ни Сангха не предпринимают каких-либо значительных усилий, чтобы контролировать то, что могут содержать эти репертуары. В результате получается, что «тайский буддизм» необычайно живой и изобретательный, без признаков отмирания, как некоторые хорошо регулируемые религии. Макдэниел насмехается над учеными, которые рассматривают распространение культов и особенно коммерциализма как реакцию на капитализм, глобализацию и современную тревогу. Вместо этого он предполагает, что разнообразие и изобретательность являются продуктом нерегулируемой народной собственности, и что, вероятно, все всегда было примерно так же. Он критикует реформаторов, которые заламывают руки из-за грубого меркантилизма, и хотел бы, чтобы тайский буддизм состоял из медитации и добрых дел; их шансы подавить какофонию повседневной практики равны нулю.

Макдэниел также пытается определить послания и значения реального «тайского буддизма», который включает в себя боевое пение Сомдета То, святилище Мэй Нак, тематические парки ада и все остальное. Он предполагает, что помимо хорошо известных буддийских качеств непривязанности, сострадания и просветления, повседневная практика включает в себя «празднование изобилия, пропаганду наследия, стремление к безопасности и риторику милосердия». Короче говоря, люди ценят защиту от опасностей, мирской успех, чувство товарищества, национальную идентичность и больше красоты в жизни.

Наконец, Макдэниел предполагает, что тайский буддизм меняется. Он больше не смотрит на Индию или Шри-Ланку как на свой источник, но видит себя лидером мира Тхеравады. Тем временем положение исторического Будды меняется. В типичном вате сегодня толпы людей заполняют святилища старых монахов, легендарных призраков, прошлых королей и местных духов, в то время как зал, в котором находится главное изображение, часто закрыт и заперт. Существует тенденция строительства массивных статуй знаменитых монахов, в том числе Сомдета То. Есть даже ваты, где изображение Сомдета То занимает центральное место, а Будда находится сбоку.

Эта книга информирует, развлекает и провоцирует. Я думаю, что это первый том по буддизму, который часто заставлял меня смеяться. Автор намеревается, чтобы это было противоречиво, и, надеюсь, это вызовет некоторые ожесточенные отклики. В настоящее время издание представляет собой дорогую, ориентированную на академическую аудиторию книгу в твердом переплете. Его привлекательность должна быть шире. Любой, кто интересуется сегодняшним Таиландом, буддизмом, призраками или тем, почему сгорел Центральный мир (это было единственное здание в этом районе, где не было защитного святилища), должен прочитать эту блестящую книгу.

https://www.bangkokpost.com/life/arts-and-entertainment/274307/ghosts-amulets-ringtones-and-the-rest-of-thai-buddhism

Ссылка на основную публикацию