Мьелльнир Как Священный Символ Викингов

Во многих мифах, обсуждавшихся до сих пор, Мьелльнир представлен как мощное оружие, используемое для убийства великанов и троллей. Поскольку он был включен в воплощение Тора Marvel, он продолжает оставаться мощным оружием, но также стал волшебным предметом, который заставляет Тора быть достойным супергероем, действующим в соответствии с человеческим (и преимущественно христианским) этическим кодексом, и эта версия Мьелльнира даже выбрала других достойных носителей молота в определенных ситуациях.

Но мы также знаем, что Мьельнир значил для дохристианских германских народов гораздо больше, чем его роль в историях как изображения потрясающей военной техники. Мьелльнир был и остается священным символом, используемым для благословения, освящения, обеспечения защиты и объединения общин.

Происхождение Мьелльнира

Кулон Мьельнир эпохи викингов, найденный на ферме Флекстад в Стейнхьере, Центральная Норвегия, апрель 2015

Мьелльнир — это оружие Тора, молот, созданный специально для него и используемый в различных обстоятельствах для победы над врагами богов и человечества. По словам Скалдскапармаля, Мьелнир был одним из нескольких подарков, созданных по приказу Локи, в качестве наказания за то, что Локи подстриг все знаменитые длинные золотистые волосы Сиф. На протяжении всей Эдды, начиная с первой битвы Тора с великаном в Гильфагининге и заканчивая его гибелью от отравленных клыков Йормунганда в Рагнареке, Тор использует Мьельнир для борьбы с великанами, троллями, Змеем Мидгарда и силами хаоса и разрушения.

Конечно, Мьелльнир — это не просто мифологическая конструкция, призванная помочь в иллюстрации функции Тора как воплощенного бога-воина.

Слово «Мьелнир» имеет спорное происхождение, но некоторые возможности включают древнеславянский mlunuji и русскую молнию, что означает «молния», но, возможно, столь же красноречиво, может также происходить от того же происхождения, что и древнескандинавский mjoll, означающий «новый снег», исландский mjalli, «белый цвет», а также готический malwjan и древнескандинавский mala, «молоть». Это может привести к интерпретации слова, означающего «сверкающее молниеносное оружие», согласно Рудольфу Симеку, а также соответствует интерпретации Мьельнира как «сокрушителя». Потенциальная ассоциация Мьелнира с чистотой свежего снега и белым цветом говорит о многом, как и очевидная связь со скрежетом и молнией, словами, которые мы легко можем связать с Тором.

Мьелльнир в действии

С точки зрения мифологии, Мьелльнир был описан так, опять же из Скальдскапармаля:

Затем дал молот Тору и сказал, что Тор может бить так сильно, как пожелает, что бы ни было перед ним, и молот не подведет; и если он бросит его во что-нибудь, он никогда не промахнется и никогда не улетит так далеко, чтобы не вернуться в его руку; и если бы он пожелал, он мог бы держать его в своей сарк, он был таким маленьким; но на самом деле это был недостаток молотка, что передняя рукоятка была несколько короткой.

«Это было решение: молот был лучшим из всех драгоценных произведений, и в нем была величайшая защита от Ледяных Гигантов….

Тору нужны его железные перчатки и пояс силы, чтобы владеть Мьелльниром в бою – это исключительно мощное оружие.

Начиная со своей битвы с Мастером-Строителем и заканчивая битвой с Хрунгниром, а также в своих отношениях с Йормунгандом, Скримиром и другими противниками, Мьелнир и Тор работают так, как описано, когда он представлен богам, Тор использует этот молот с короткой рукоятью в качестве метательного оружия против врагов, которые угрожают тем, кого он защитит.

Мьельнир — это больше, чем просто оружие для историй, хотя он также представляет собой явление реальной жизни. Тор был могущественным богом, которого дохристианские германские народы считали оживляющим духом бури. Следовательно, Мьелльнир, как указывает вышеприведенная этимология, был молнией Тора. Эти народы видели разрушение грозы, от вспышки молнии до грохота и раскатов грома, как эпическую, продолжающуюся битву между силами порядка против сил хаоса. Тор, оживляющий дух бури, использовал свой молниеносный молот Мьелльнир, чтобы отбиваться от духов разрушения, которых называли етнарами, или великанами.

Священный Мьелльнир

Описание Финнуром Магнуссоном древнескандинавской космологии в «Эддалаэрен од денс Оприндельсе», Том 3, 1825, стр. 340

Из функции Мьелнира в бою, как в сказках, так и в виде ударов молнии, которые поражают йотнара в реальной жизни, мы можем начать понимать, что Мьелнир — это больше, чем просто оружие, и больше, чем просто молния. В предыдущих постах мы обсуждали священное пространство для дохристианских германских народов: внутри ограждения, такого как внешняя стена Асгарда, находится внутренний двор, когда он включает в себя упорядоченное, цивилизованное и законопослушное; за пределами этого ограждения находится утангард, хаотичный, дикий и анархичный.

Но заключенное не обязательно должно быть внутри такого буквального ограждения, как забор, ни дикое и беспорядочное, столь очевидное и угрожающее, как етнар.

Подумайте здесь о Мьелльнире, отправляющем етнар, как исключающем хаос и анархию из ограды иннангарда. Мьелльнир — это граница между порядком и хаосом. Если вы цивилизованны, Тор и Мьелльнир защитят вас. Если вы принадлежите к анархическим элементам, Тор и Мьелльнир выступят против вас и, если возможно, уничтожат вас.

Мьелнир превращается из простого орудия войны в мощный символ: те, кто находится под защитой Тора и Мьелнира, являются частью внутреннего мира, который защищает Мьелнир.

Защищая от кого или от чего? В каком смысле? И что значит быть частью «цивилизованного порядка», который защищает Мьелльнир? Чтобы получить ответы на эти вопросы, нам нужно посмотреть, как Мьелльнир на самом деле использовался в качестве символа, чтобы получить лучшее представление.

Исторический Символ Мьельнира*

Швеция, Бохуслан, Объект Всемирного наследия, Танум, Наскальные рисунки Витлика, Любители и охотники с топором Наскальные рисунки Танума — это более 400 групп петроглифов бронзового века, расположенных на площади около 45 км=

Мьельнир встречается в нескольких артефактах североевропейской культуры. На одной резьбе из Танума, Бехуслан, Швеция, датированной бронзовым веком, фигура, обычно считающаяся Тором, держит большой топор или молот над парой. Это изображение интерпретируется как Тор, благословляющий пару, вступающую в брак, с большим объектом, которым, конечно же, является Мьельнир. Эта интерпретация также подтверждается мифологией: в одной из наиболее известных историй, когда Тор одевается как Фрейя, чтобы забрать Мьельнир у вора Трима, его успех зависит от того факта, что он знает, что Трим выведет Мьельнир, который будет использован для благословения брака между Тримом и Фреей/Тором. Это использование Мьельнира, возможно, также имело некоторое основание в связи Мьельнира с Тором и плодородием, поскольку, похоже, этот ритуал был сосредоточен, в частности, на благословении жены.

Рунический камень, обнаруженный в Снольделеве, Дания, в 1810 году, в настоящее время находится в Национальном музее Дании в Копенгагене.

Молот, пожалуй, наиболее известен своим использованием на могильных плитах, и в зависимости от того, как именно его понимали дохристианские германские народы, свастика также могла быть изображением силы молнии Мьелльнира или Тора, и ее тоже часто видели на могильных плитах. В сочетании с четкими руническими надписями на некоторых маркерах, в которых Тора призывают «освятить эти руны», Мьелльнир и Тор ассоциируются не столько со смертью, сколько с благословением, посвящением или защитой умерших, которых вскоре будут почитать как предка, чья мудрость и руководство продолжали присутствовать в жизни выживших. Мьелльнир также использовался во время смерти Бальдра, чтобы освятить погребальный корабль перед его отправлением в путь, еще раз подтверждая эту священную функцию.

Мы могли бы воспользоваться тем способом, которым Тор использует Мьельнира, чтобы благословить своих коз Тангриснира и Тангньостра, чтобы воскресить их после того, как они их съели, как указание на использование Мьельнира в жертвенных ритуалах блота. Есть явные доказательства того, что молоток использовался для благословения новорожденных детей, когда они были введены в общину. Даже знак молота (как некоторые христиане осеняют себя крестным знамением) можно понимать как защиту и благословение, иногда совершаемое над едой или питьем. И Мьелльнир, вероятно, имел даже больше применений, чем те, о которых мы знаем, поскольку Саксон Граматик в своей «Gesta Danorum» говорит о краже множества молотков из храма Тора в 12 веке, различных размеров и веса, используемых для многих целей, которые Саксон, похоже, не совсем ясно понимает, хотя ему, безусловно, ясно, что «шведы считают виновным в святотатстве и грабителем добычи, принадлежащей».

Кулон Лолланд Мьелнир

Но, пожалуй, самым известным применением Мьельнира является его использование в ряде амулетов, которые были найдены на могилах по всей Северной Европе. Эти захоронения обычно датируются эпохой викингов, хотя есть некоторые свидетельства того, что, по крайней мере, некоторые из них использовались еще раньше.

Принято считать, что гораздо более широкое использование этих амулетов в эпоху викингов является прямым ответом на растущее влияние христианства в этот период. Отчасти это влияние носит просто эмпирический характер – христиане, особенно священники, которые приходили обращать в свою веру северян, часто носили кресты и распятия, подвешенные на цепях на шее. Чтобы наглядно выразить свою собственную религиозную преданность, Мьелльнир был принят в качестве аналогичного символа для выражения их собственного участия в сообществе последователей Асов.

Однако по мере того, как христианство стало приниматься более широко, особенно графами, королями и другими элитами, чье принятие христианства сделало его фактической религией общины или региона, Мьелльнир приобрел дополнительное значение. Его можно было носить как символ принадлежности к сообществу, но также и как символ неповиновения. И поскольку христианство стало не религией выбора, а религией силы – юридически санкционированной и навязанной людям насилием, – оно стало символом восстания.

Мьельнир Определяет Внутренний двор

Обложка к Рагнареку № 2 Уолтера Симонсона и Лоры Мартин

Тогда давайте объединим все эти виды применения. Когда Мьелльнир используется для благословения свадьбы, в дополнение к благословению плодородия, также подразумевается, что мужчина и женщина проходят важный обряд посвящения, присоединяясь к сообществу как полностью сформировавшиеся взрослые. Они также теперь полностью являются частью законного гражданского общества, вероятно, владеют собственностью, оружием, инструментами торговли и так далее. Они стали полностью цивилизованными. Тор и Мьелнир будут защищать их как часть своего сообщества, поскольку Мьелнир благословляет их союз.

Для новорожденных и для недавно умерших Mjölnir выполняет параллельные функции. При рождении новорожденных принимают в общину и благословляют, когда они начинают свой путь к полноценному участию в этой общине как взрослые; Тор защитит их от вреда, чтобы они могли стать воинами, торговцами, женами и матерями, которыми им суждено быть. После смерти Мьельнир обеспечивает защиту могилы от грабителей, так как могилы северных европейцев обычно включали в себя значительное количество оружия, ценностей и священных предметов. Защита распространяется, что более важно, на дух умершего, поскольку он защищен в своем путешествии в загробную жизнь, а также, благодаря традиции поклонения предкам, защищен, поскольку он продолжает направлять своих потомков в их жизни, помогая, когда это необходимо, и всегда наблюдая за ними.

Использование Мьелльнира в официальной ритуальной церемонии определяет innangard важно как те вещи, которые предлагаются богам, будь то в жертвенных обрядах, в молитве, посредством других ритуалов и просто будучи частью коллекции товаров сообщества, которые чтят богов. Сообщество определяет себя как последователей Тора и Озиров, почитая их с каждым ритуалом, каждой молитвой и каждым священным местом, будь то небольшая святыня в доме или священная роща в близлежащем лесу.

И, наконец, те, кто принимает амулет Мьелльнир в качестве своего символа, делают это, чтобы выразить себе и другим, что они являются врожденными. Они являются частью цивилизации, которая продолжает поклоняться Тору и Озирам, независимо от того, делают ли они это, как в железном веке, только как люди, живущие в относительно изолированных сообществах, или, как в более позднюю эпоху викингов, они делают это как преследуемое меньшинство, рискующее смертью за то, что продолжает быть частью сообщества, которое было изгнано из существования. Иногда эта община была раздроблена, уже не целые деревни, а небольшая семья в одной общине, которая поддерживала связь только с другой общиной, расположенной в нескольких милях от нее. Идея иннангарда, окруженного внешней стеной, как Асгард, или космологическое понимание Мидгарда, больше не имела смысла, поскольку сообщество было завоевано захватчиками с юга, и утангард теперь свободно смешивался с иннангардом.

Сообщество последователей Озиров упорно боролось за продолжение своих традиций на протяжении сотен лет, и многие ритуалы тех времен остаются важными частями западной культуры и сегодня. Возможно, номинально победил «ютангард». Но Мьельнир по сей день продолжает оказывать сильное влияние на западную культуру.

Тор Бог Грома 25 октября 2014 года Эсад Рибик Джейсон Аарон

* Этот раздел, в частности, многим обязан Хильде Р. Эллис Дэвидсон, Богам и мифам Северной Европы, и книге Карла Сейгфрида «Значение молота Тора».

https://throwbackthorsday.wordpress.com/2015/09/24/mjolnir-as-sacred-symbol/

Ссылка на основную публикацию