Скрытые Истории Исламской Магии

Тайны природы, современные чары и проклятия красочных заклинаний были одними из многих тем, затронутых на двухдневном симпозиуме «Магия и оккультизм в исламе и за его пределами», состоявшемся 2-3 марта. Симпозиум, организованный Трэвисом Заде (Йельский университет), собрал международный круг ученых с различными областями знаний. В последующих статьях и дискуссиях рассматривалось место оккультизма в исламской мысли и современные проблемы научного мышления с альтернативными и спорными эпистемологиями. Мероприятие финансировалось Советом по изучению Ближнего Востока при Центре Макмиллана в Йеле и Мемориальным фондом Эдварда Дж. и Дороти Кларк Кемпф, а также спонсировалось кафедрами религиоведения и ближневосточных языков и цивилизаций и Библиотекой редких книг и рукописей Бейнеке.

Симпозиум открылся вопросом «Где найти оккультное?» — дискуссионной группой, посвященной проблемам определения различных практик в исламской истории как магических или оккультных. Кристиан Ланге (Утрехтский университет, Нидерланды) исследовал арабское понятие sihr, означающее в целом магию или колдовство, изучив его место в эсхатологической, этической и юридической литературе. Николас Харрис (Пенсильванский университет) обсудил историю исламской алхимии как «мистической и символической формы духовности» и ее окончательное отвержение в девятнадцатом веке как псевдонауки. Фрэнк Гриффел (Йельский университет), выступавший в качестве докладчика, изложил онтологические взаимосвязи между магией и чудом в классической исламской теологии, в то время как Шаукат Турава (Йельский университет) выступил модератором последовавшей оживленной беседы.

Вторая дискуссионная группа была посвящена оккультной метафизике иранского теолога Фахр ад-Дина аль-Рази (ум. 1209), теме, которой уделялось относительно мало внимания в научных кругах. Майкл Нобл (Институт Варбурга, Лондон) представил концепцию вселенской души, стержень оккультной космологии Рази, которая опирается на неоплатонические течения, исследованные ранее такими выдающимися мыслителями, как Ибн Сина (ум. 1037) и аль-Газали (ум. 1111). Историк искусства Яэль Райс (колледж Амхерста) обсудила иллюстрированную персидскую адаптацию книги Рази об астральной магии, созданную при дворе Великих Моголов в Индии в шестнадцатом веке, уникальную рукопись, наполненную талисманными изображениями, изображениями астрологических степеней и «рецептами для суффумигаций, которые будут использоваться в целях астрального благочестия». Яхья Мишо (Хартфордская семинария) председательствовал на заседании в качестве участника дискуссии.

Заключительная панель первого дня была посвящена ритуалам и заклинаниям, как в теории, так и на практике. Элизабет Прайс (Йельский университет) исследовала ранние богословские дебаты, которые стремились создать в различных формах рациональную основу для исламской ритуальной религиозной деятельности перед лицом антиномической критики, критикующей религиозный закон как принципиально иррациональный. Выходя за рамки этих теологических проблем, Эмили Селов (Эксетерский университет) исследовала риторические и порой довольно непристойные аспекты, оживляющие заклинания и заклинания в арабском гримуаре Сираджа ад-Дина аль-Саккаки (ум. 1229). В качестве докладчика дискуссионной группы Тоорава рассказал о том, как категория молитвы, от молитвенной до апотропейной и профилактической, прискорбно недооценивается в исламских исследованиях, комментарий, который привел к энергичному обсуждению аналитических категорий, тема, повторяющаяся в течение дня.

Второй день симпозиума начался в Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке с круглого стола на тему «Как обращаться с оккультизмом?». На этом практическом занятии был рассмотрен ряд оккультных рукописей и религиозных материалов, которые Заде собрал из богатых фондов коллекции Бейнеке. Они включали фрагментарную коллекцию заклинаний (Ландберг, рукопись 35а); трактаты аль-Буни (ум. 1225) и Ибн Турки (ум. 1432), двух светил классического исламского оккультного обучения (Хартфордская семинария, Арабская рукопись 70 и Ландберг, рукопись 146).; и свиток, содержащий коранические стихи и заклинания с магическими квадратами и талисманными фигурами (арабская рукопись 341). Круглый стол состоял из выступлений Заде, Селове, Мэтью Мелвина-Коушки (Университет Южной Каролины) и Ноя Гардинера (Университет Южной Каролины). Заде охарактеризовал бесчисленные кодикологические материалы, которые в значительной степени остаются неизученными и неотредактированными, особенно в обширных областях оккультного знания, как жизненно важные ресурсы для устранения основных пробелов в современной историографии исламской мысли.

Вопрос об истории приема продолжился на пятой панели, которая была посвящена арабским посланиям знаменитых Братьев Чистоты (Ихван ас-Сафа), написанным в Ираке в десятом веке. Годфруа де Каллатаи (Католический университет Лувена, Бельгия) рассмотрел различные аллегорические интерпретации знаменитой басни Братьев о животных в свете их более широкой политической и метафизической философии. Лиана Саиф (Оксфордский университет и католический университет Лувена) обратилась к центральной роли магии как законной сферы обучения в программе Братства по религиозному обновлению. Салиме Магсудлу (Йель), участник дискуссии в группе, говорил о более широкой проблеме иерархической стратификации, в напряжении, пронизывающем все послания между эзотерическими и экзотерическими структурами знания.

За этим последовала дискуссионная группа, посвященная придворным контекстам для производства оккультного обучения. Ной Гардинер исследовал разнообразные кодикологические версии трактовки Ибн Халдуном (ум. 1406) оккультных знаний в свете его придворной аудитории в мамлюкском Каире. Мэтью Мелвин-Коушки обсуждал онтологическое совпадение противоположностей, выдвинутое оккультистом Ибн Туркой (ум. 1432), которое послужило основой для имперской идеологии среди Тимуридов, Османов и Моголов. Анна Акасой (Высшая школа CUNY и Колледж Хантера), председательствовавшая на заседании, рассказала о том, как космология имперской любви может быть поставлена на службу насилию и гегемонии.

Предпоследняя дискуссионная группа продолжила тему придворного покровительства двумя докладами, посвященными периоду Османской империи. Озген Фелек (Йель) исследовал различные оккультные интересы османского султана Мурада III (умер в 1595 году), которые включали астрологию, астральную магию, книги по толкованию снов, а также талисманную одежду и предметы. Туна Артун (Университет Ратгерса) обратился к гадательным материалам семнадцатого века и их мобилизации на службу османской политике. В своей роли докладчика Райан Бризендайн (Йельский университет) провел в обеих статьях несколько заметных параллелей с современной практикой при дворе Великих Моголов.

Заключительная дискуссионная группа рассмотрела точки разрыва и преемственности в современный период с презентацией антрополога Алирезы Дустдара (Чикагский университет) о его полевых работах по оккультному обучению и колдовству в современном Иране. Дустдар обратился к тропу «доверчивых женщин» как к местам морального разложения в конкурирующих дискурсах светских модернистов и религиозных реформистов. Обращаясь к «гегемонистским формам рациональности», которые представляют собой особую практику как отклоняющуюся и неортодоксальную, Аббас Аманат (Йель), выступавший в качестве респондента, обратился к более широким течениям в современной иранской истории, которые стремились регулировать и реформировать женские органы. Сэмюэл Росс (Йельский университет) председательствовал в качестве председателя на последовавшей стимулирующей беседе.

Странное чувство удивления сопровождало весь симпозиум, от чудесных изображений таинственных рукописей и мощных заклинаний до множества голосов в области исламской магии и за ее пределами, возглавляемых профессорами из Йельского университета и за его пределами. Дальнейший синергизм стал катализатором вклада многих участвовавших докторантов, а именно Элизабет Прайс, Райана Бризендайна, Сэмюэля Росса, Николаса Харриса и Майкла Нобла, а также различных аспирантов, которые приехали для участия. Несмотря на все это, удивительное волнение сохранялось, поскольку симпозиум подходил к концу с размышлениями о состоянии области и мыслями о дальнейших разговорах.

Репортаж Миа Табиб, магистрант богословия 2018, Школа богословия.

https://religiousstudies.yale.edu/news/hidden-histories-islamic-magic

Ссылка на основную публикацию