Печать Соломона

Несколько средневековых мусульманских экзегетов, в первую очередь аль-Табари, Ибн Абидатим и ас-Суюти, рассказали от одного из самых ранних знатоков Корана и спутника пророка Мухаммеда Ибн Аббаса (ум.687 г.н.э.) историю пророка Авраама и кольца царя Соломона. Короче говоря, повествование описывает, как Соломон владел могущественным кольцом с печаткой, с помощью которого он мог повелевать людьми, джиннами и животными, обладая властью (мульк) над всеми живыми существами. Он носил кольцо, чтобы поддерживать свое царствование, сдерживать демонов и исполнять Божью волю на земле. Это описано в главе Корана аль-Намль: 17: «И собрались для Соломона его воины из джиннов, и люди, и птицы, и они стояли рядами». Однако однажды ночью он доверил свое кольцо своей любимой жене Джараде. Демон, которого Ибн Аббас и Катада называли Сахр, а Муджахид — Ашир, пришел к ней в образе ее мужа и попросил ее отдать ему кольцо с печаткой. И Катада, и Муджахид были современниками Ибн Аббаса и его сверстниками в повествовании и толкованиях.

Когда Соломон вернулся, его жена обвинила его в том, что он самозванец, но к тому времени, когда они оба поняли, что произошло, демон уже захватил царство царя и правил от его имени. Глава Корана Сад:34 гласит: «И мы, конечно, испытали Соломона и поместили на его трон тело; затем он вернулся». Демон бросил кольцо в море, надеясь изгнать Соломона навсегда. Поначалу Соломон действительно бродил по своему потерянному царству, подружившись с рыбаком. Рыбак поймал рыбу, и, разрезая свой улов, он обнаружил кольцо в ее брюшке. Кольцо Соломона. Он подарил свое кольцо королю, который вернулся ко двору и прогнал демона. Когда он снова взялся за свое могущественное кольцо с печаткой, он, как и прежде, правил своим королевством и армиями.

Вполне вероятно, что на кольце Соломона была выгравирована печать, как это было принято у царей и государственных деятелей древних времен. Если мы сравним вышеупомянутое повествование с несколькими стихами из Ветхого Завета, мы обнаружим довольно распространенное использование колец с печатками современными лидерами, такими как египетский фараон (Бытие 41:42), персидский царь Агасфер (Есфирь 8:8) и вавилонский царь Навуходоносор (Даниил 6:17). Если посмотреть на количество случаев, когда у могущественных царей были кольца с печатями, то вполне логично, что у царя Соломона, крупного израильского правителя, тоже были такие кольца. Кроме того, в Библии упоминается, что у самого Иуды Патриарха даже было кольцо с печаткой с выгравированной печатью, как упомянуто в Книге Бытия 38:18. Еврейское слово чотам, используемое в этом стихе, означает печать или кольцо с печатью, согласно словарю библейского иврита Стронга. Поскольку Иуда был прародителем династии Давидов, вполне вероятно, что это оставалось обычным на протяжении последующих царских поколений.

Однако практически нет никаких свидетельств, указывающих на то, какая именно гравировка была изображена на печати Соломонова перстня. Точное изображение печати было предоставлено воображению, и неудивительно, что такая магическая реликвия стала популярным предметом авраамических знаний и символизма. Совершенно неясно, где он на самом деле развился в свою нынешнюю форму гексаграммы или пентаграммы, кроме того, что он появился как таковой еще в 9 веке в религиозном апотропейном контексте. Мусульманские ученые выдвинули теорию об альтернативе гексаграмме, и некоторые предположили, что на печати на самом деле изображена исламская шахада. Ибн Раджаб аль-Ḥanbalī (1335-1392), в частности, упоминает в своих Aḥkām Аль-Khawātim пророческое повествование сообщил Джабир бин ʿAbdillāh, что Пророк Мухаммад сказал бы: «печать Соломона, сына Давида было кольцо с надписью «Нет бога, кроме Бога, Мухаммад-Его посланник.»» Тем не менее, многие ученые ḥadīth осудил это повествование необоснованные и ложные, в частности Ибн Ḥibbān и Ибн аль-Jawzī, особенно в последних Китаб аль-Mawḍūʿāt.

Хотя история Печати Соломона была разработана и теоретизирована в основном средневековыми мусульманскими писателями, она была заимствована из средневековой арабской литературы еврейскими каббалистическими традициями средневековой Испании примерно в 12 веке и использовалась в магическом и оккультном контексте. Важно отметить, что на данном этапе истории эта отчетливая печать не играла никакой религиозной роли в господствующем иудаизме. По словам израильского философа и историка Гершома Шолема, название «Печать Соломона» произошло от арабов. В своей книге «Маген Давид – История символа» он утверждает, что пятиконечные и шестиконечные звезды долгое время назывались этим именем, и между ними не делалось никакого различия.

Несмотря на реконкисту и изгнание евреев и мусульман с материковой части Испании, Печать Соломона сохранилась в религиозных и оккультных рукописях христиан-морисков 16 и 17 веков. Когда бывшие мусульмане обратились в христианство, они поддержали эту часть своего наследия в нескольких различных работах, в первую очередь в 16 веке Мисселано де Саломон, кодексе Мориско, где рецепты, приготовленные из трав и лекарств на основе животных, сочетаются с религиозными фразами и магическими знаками. В некоторых случаях он нес эсхатологический смысл, в других использовался для изгнания нечистой силы. На последнем этапе существования морисков в Испании печать Соломона, в силу ее эсхатологического значения, использовалась для предупреждения членов общины о скором страшном суде, грядущем изгнании. Как отметила Э. Фернандес Медина в своей статье «Печать Соломона: от магии до мессианского устройства» (2009), старые христианские общины в районах, где долгое время правили и находились под влиянием андалузских мусульман, также были знакомы с Печатью Соломона и ее формой гексаграммы. Именно с этого перекрестка нескольких религий и культур, Пиренейского полуострова, печать с гексаграммой начала медленно просачиваться в Европу, где она стала популярным инструментом в так называемой Магии Возрождения, европейском повторном открытии древних магических практик и более позднем европейском оккультном движении 18-20 века. Знаменитый французский оккультный писатель 19 века Элифас Леви поместил печать Соломона на первой странице своей книги «Догма и ритуал высшей магии», а также несколько раз появляется в книге английского оккультиста Фрэнсиса Барретта «Маг».

Не совсем ясно, была ли Печать Соломона обычно связана с магией и талисманами в первые века мусульманской истории. Широкие масштабы его использования на доспехах, щитах, молитвенных домах, на монетах, знаменах, чашах для питья или на деревянных панелях указывают либо на высокий уровень суеверий в ранних мусульманских обществах, либо на его символическую связь с исламом, подобную сегодняшней звезде и полумесяцу. Однако, поскольку считалось, что Соломон мог сдерживать злых духов и демонов с помощью своего кольца с печаткой, гексаграмма стала обычным талисманом и амулетом в оккультных и мистических кругах и, кстати, в народных верованиях еще в 11 веке. Он использовался как страж против зла, подобный чарам хамсы или наара, или как связь с миром духов, чтобы вызывать их и командовать ими. Начиная с 16 века османская звезда и полумесяц заменили Печать Соломона в качестве важного общественного символа ислама, а печать с гексаграммой постепенно, но определенно ускользнула в область оккультизма и апотропейной магии.

Сегодня значение и происхождение Печати почти полностью утеряны для современного мусульманского мира. Изображенная на флаге Израиля и популяризированная как надлежащий еврейский символ, гексаграмма вызывает вражду среди многих противников сионистского движения. Единственным мусульманским государством, на флаге которого все еще присутствует Печать Соломона, хотя и в виде пентаграммы, является Марокко. Пятиконечное изображение Печати Соломона было добавлено к традиционному красному флагу в 1915 году королем Марокко Юсуфом, когда его страна находилась под властью Франции.

Тем не менее, шестиконечная печать на самом деле является относительно новым явлением среди основных евреев, не говоря уже о сионистском движении, с которым многие люди ассоциируют ее сегодня. Как я уже упоминал ранее, Печать Соломона на самом деле не называлась Звездой Давида на протяжении большей части своей истории, и в иудаизме она ограничивалась только каббалистическими гримуарами средневековой Испании и аналогичными современными еврейскими мистическими традициями дальше на север, такими как центральноевропейские ашкеназские хасиды. Эти гримуары были учебниками по практике магии и колдовства, а также о том, как создавать амулеты, талисманы и другие апотропейные предметы. Печать не имела еврейского религиозного оттенка, поскольку ее использование среди каббалистов ограничивалось областью оккультизма и мистицизма.

Его первое и самое раннее применение в качестве идентификации евреев было в Праге 14 века. Король Богемии Карл IV (р. 1346-1378) предписал евреям этого города красный флаг с печатью Соломона на нем. После битвы при Праге (1648) пражским евреям снова был вручен флаг в знак признания их вклада в оборону города. По словам Реувена Кашани из Министерства иностранных дел Израиля, на этом флаге была изображена желтая гексаграмма на красном фоне со звездой, расположенной в центре гексаграммы. Копию этого флага, полученную пражскими евреями, можно найти в синагоге Альтнеушул в Праге. Именно в 17 веке еврейские общины Центральной и Восточной Европы превратили гексаграмму в символ своего народа и начали называть Печать Соломона Маген Давид, или Щит Давида, который позже был известен как Звезда Давида.

Начиная с 19 века и далее, гексаграмма стала символом, первоначально, сионистского движения, а впоследствии всех евреев. Он действительно был выбран для представления Первого сионистского конгресса в 1897 году, с 6 звездами и львом в центре, спроектированным литовско-еврейским бизнесменом Дэвидом Вольфсоном. Его использование все еще было довольно узким, сионистское движение не было общепринятым среди евреев. К сожалению, это стало основным образом как для евреев, так и в коллективном сознании всего мира в самые мрачные моменты еврейской истории — Холокост. Он использовался нацистами для идентификации и маркировки еврейских граждан оккупированных районов. У нацистов изначально не было общего правила относительно знака, который они должны использовать, но значок с желтой гексаграммой, как правило, вводился по всей оккупированной Европе с сентября 1941 года.

Как знак страданий еврейского народа во время войны и как оригинальный символ сионистского движения 19 века, осведомленность о гексаграмме возросла во всем мире, и ее изображение стало равным и символизирующим иудаизм. Следовательно, с созданием Израиля в 1948 году, 28 октября государственные учреждения приняли решение разместить на своем официальном флаге между двумя параллельными синими полосами, непосредственно под влиянием флага Первого сионистского конгресса.

Тем не менее, он остается спорным символом среди некоторых исследователей еврейской истории. Процитированный выше историк Гершом Шолем сказал в своей книге «Маген Давид — История символа»: «Шестиугольник не является еврейским символом, тем более «символом иудаизма». Ни один из признаков истинного символа, ни способ его происхождения… не применимы к нему». Правда, происхождение Звезды Давида лежит в Печати Соломона мусульманской традиции, только чтобы стать символом иудаизма с 19 века и далее. Но опять же, так разве звезда и полумесяц изначально не являются исламским символом, а крест изначально не является христианским? Это просто нормальный аспект человеческой истории. Тем не менее, по-прежнему важно наблюдать и изучать истинное значение и происхождение символа, чтобы понять его важность и применение. Нюанс имеет ключевое значение, особенно в таких спорных и деликатных вопросах.

И последнее, но не менее важное: гексаграмма Печати Соломона играла важную символическую роль в королевской эфиопской соломоновой династии. Этот императорский дом бывшей Эфиопской империи претендовал на прямое происхождение от царя Соломона и царицы Савской. Согласно национальному эпосу «Слава королей» (Кебра Негаст), религиозному повествованию 14 века н. э., написанному в Геезе, описывающему генеалогию Соломоновой династии, эта династия была основана Менеликом I, сыном библейского царя и его жены королевы Македы. Согласно книге, Менелик I основал эту монархическую линию Эфиопии где-то около 950 года до нашей эры. Это продолжалось до 1974 года, когда Хайле Селассие (1892-1975) был смещен с трона и использовал визуальные символы, такие как Печать Соломона или Лев Иуды, чтобы узаконить свое заявленное происхождение.

Для примеров и фотографий, пожалуйста, посетите эту доску на моем Pinterest. Не стесняйтесь также заходить ко мне в Твиттер.

Омер Саяди (*1993) — бывший студент Католического университета Левена, питающий особую любовь к Ближнему Востоку, Северной Африке и мусульманскому миру. После получения степени магистра арабского языка и исламоведения его профессиональная деятельность включала перевод, разработку и исследования, касающиеся региона. Время от времени он пишет об исторических и современных проблемах, таких как ислам в Европе и миграция, и начал использовать символику MENA как средство объединения всей истории, политики, символики и общества в одном месте. Если вам интересно, не стесняйтесь посетить его личную страницу в Твиттере.

https://menasymbolism.com/2018/12/21/the-seal-of-solomon/

Ссылка на основную публикацию