Ювелирные изделия из Древнего Египта

Куратор Национального археологического музея в Лейдене, Нидерланды и египтолог.

Дополнительные вставки на книгу мертвых и золотой браслет Тутанхамона, а также перевод, предоставленный командой Фарланга

Тот, кто думает о сокровищах Тутанхамона, тотчас же думает о золоте и драгоценностях. Нигде больше не было найдено столько древнеегипетских украшений, как в знаменитой гробнице этого фараона. Но драгоценности Тутанхамона составляют лишь часть драгоценностей, когда-либо найденных в Древнем Египте. Хотя многое было утрачено из-за грабежа могил и переплавки, музейные коллекции по всему миру все еще дают возвышенную картину разнообразия материалов, методов и форм, используемых для изготовления этих ценностей.

Тутанхамон. Инкрустированные грудные, жука скарабея, Исида и Нефтида

Крылатый, большой жук-скарабей верхом на священной барке в окружении богинь Исиды и Нефтиды. Скарабей выполняет двойную функцию: как сердце скарабея и как ба бога солнца, освещающего путь в подземный мир.

Египетская Ювелирная Эстетика

Основная причина ношения украшений — их эстетическая функция. Египтяне были довольно скромно одеты в белые льняные ткани, а украшения давали возможность для контраста. Египтяне предпочитали использовать яркие цвета, блестящие камни и драгоценные металлы. Золото было добыто в больших количествах в Восточной пустыне Египта, но также поступало из Нубии, которая была египетской колонией на протяжении веков.

Древнеегипетский драгоценный камень: кобры защиты

Древнеегипетский драгоценный камень кобры защиты на каждой стороне носят корону Верхнего Египта; лотос и солнца на нижнем краю представляют бессмертие; лазурит представляет небо и звезды; бирюза-долгую жизнь; сердолик-защиту. Шэнь — для бессмертия и защиты; жулик представляет силу. Квадрат-это земля, а 3 бара — это цикл рождения, смерти и возрождения.Скарабей сидит на вершине горы или загробной жизни. Египетский Музей, Каир.

С другой стороны, серебро было редкостью и импортировалось из Азии. Поэтому серебро часто считалось более ценным, чем золото. Восточная пустыня была также важным источником цветных полудрагоценных камней, таких как сердолик, аметист и яшма. На Синае были бирюзовые рудники, темно-синий лазурит должен был прийти из далекого Афганистана. Стекло и фаянс (глазурь поверх сердцевины камня или песка) были фаворитами, чтобы заменить камни, потому что они могли быть изготовлены во многих цветах.

Амулеты

Украшение было не единственной ролью использования украшений. Они также играли защитную роль в качестве амулетов. Уже в доисторические времена египтяне носили ожерелья из бисера и костяные украшения на самых уязвимых участках своего тела: шее, запястьях и лодыжках. Амулеты защищали владельца от злых влияний, болезней и других несчастных случаев. Носитель статуэтки Бога находился под защитой этого конкретного божества; например, Бог-карлик бес был защитником беременных женщин и детей. Также хорошо известное Око Гора отталкивало зло. Другие символы подчеркивали положительные черты, такие как плодородие и процветание. Скарабей был символом новой жизни после смерти.

Магическая роль отводилась также цвету и материалу амулетов.

Богатство и статус в Древнем Египте

Третья функция украшений — демонстрация богатства и статуса. Сам царь отличался от своего народа тем, что носил особые короны и диадемы, все с королевской коброй (Урей).

Фараон награждал своих наиболее успешных офицеров драгоценностями и так называемыми «почетными золотыми» атрибутами. В среднем царстве (2040-1640 гг. до н. э.) Это было в виде устричных раковин, на которых было выгравировано имя фараона. Во времена Нового Царства (1550-1070 гг. до н. э.) почетным золотом были широкие ошейники и различные виды браслетов.

Диадема Царя Тутанхамона, Египетский Музей, Каир

Специальный раздел о: браслет-скарабей Тутанхамона

Небольшая окружность этого браслета говорит о том, что он был сделан для Тутанхамона, когда он был ребенком. Тем не менее, он очень хорошо согласуется по размеру с браслетами, которые были надеты на предплечья его мумии и которые, как полагал Картер, носил король при жизни. Он был найден в коробке в форме картуша, которая содержала несколько других предметов, включая прекрасную пару сережек, которые также, по-видимому, были личными вещами.

Центральная деталь браслета-золотой ажурный скарабей, инкрустированный ляпис-лазурью. С каждой стороны-узкая рельефная полоса, состоящая из золота, лазурита, бирюзы, кварца и сердолика, окаймленная по внутреннему краю золотыми гранулами. Полосы продолжаются на задней стороне обруча. Два одинаковых ботанических орнамента обрамляют скарабея, каждый из которых состоит из плода мандрагоры, поддерживаемого двумя почками мака, с золотыми маргаритками, заполняющими промежутки между стеблями мандрагоры и почками. Желтые и зеленые цвета мандрагор окрашены на обратной стороне полупрозрачной кварцевой инкрустации. И петля, и крепление сделаны из сцепленных цилиндрических зубьев, удерживаемых вместе длинными золотыми штифтами, причем штифт шарнира неподвижен, а другой подвижен.

Древние египтяне приняли скарабея (Ateuchus sacer) как символ бога солнца, потому что они были знакомы с видом жука, катающего по земле навозный шар, и это действие подсказало им, что невидимая сила, которая ежедневно катит солнце по небу, может быть изображена в виде скарабея. Более того, они заметили, что молодой жук появился из комка навоза в результате, как они полагали, аутогенного процесса, так что была замечена еще одна параллель между этим существом и богом Солнца, которому также приписывали сотворение самого себя. На самом деле шарик навоза, свернутый скарабеем,-это лишь запас пищи, который он прячет в удобной щели, тогда как шарик, содержащий яйцо, имеет грушевидную форму и никогда не перемещается из норы, в которую его помещает самка. В египетском языке слова для скарабея и для существования

Золотой браслет с ажурным скарабеем, инкрустированным ляпис-лазурью, Тутанхамон, Египетский музей, Каир

были тождественны (хепер), и имя бога Солнца, при его первом появлении каждое утро, было Хопри. В иероглифическом письме знак скарабея использовался для всех трех слов.

Несмотря на то, что черный цвет был цветом Скарабея в природе, египтяне редко копировали его в своих репродукциях, возможно, потому, что не было местного полудрагоценного камня этого цвета, а обсидиан не был легко доступен. Однако в исключительных случаях два скарабея, помещенные на мумию Тутанхамона, были сделаны из черной смолы. Глазированные образцы обычно были зелеными или светло-голубыми, и ясно, что не придавалось никакого значения воспроизведению точного подобия живого жука. Ляпис-лазурь, материал, используемый для большинства скарабеев в коллекции ювелирных украшений Тутанхамона, не был найден в Египте, ближайший источник, известный в настоящее время, находится в Бадахшане на северо-востоке Афганистана.

http://farlang.com/ancient-egyptian-jewelry-and-amulets

Ссылка на основную публикацию