Овладение природой и душой: размышления о магии и талисманах в Исламе

Коллектив Ajam Media

Эта статья была написана приглашенным автором и отражает исключительно взгляды автора.

Ниже приводится гостевая статья лианы Саиф (PH. D. University of London, 2012), научного сотрудника Института Варбурга (Лондон) и католического университета Лувена (Бельгия). Она является интеллектуальным историком, специализирующимся на средневековых исламских оккультных науках и исламском эзотеризме, а также проводит исследования по переплетению и обмену эзотерическими и оккультными идеями и практиками между латинским Западом и исламским миром в Средние века и эпоху Возрождения.

Рис. 1: ожерелье из 49 стеклянных бусин, напоминающих глаза, носимых для защиты от сглаза, из Хеврона, Палестина, 1880-1930. Коллекция группы музеев науки © попечительский совет музея науки

Синий диск с ядром из белых и черных концентрических кругов, Назар, используется против злобы сглаза. Он стал вездесущим украшением, очаровывая шеи гуляк Coachella, украшая воображаемые комнаты IKEA, а в последнее время-элементом дизайна масок, надеваемых для защиты от Covid19. Независимо от того, является ли этот объект уместным или благодарным, декоративным или функциональным, он все равно захватывает людей и пространство как нечто сверхзначимое. Ты смотришь на него, а он смотрит в ответ.

Рис. 2. один из примеров масок, доступных для продажи с Назаром в качестве мотива защиты.

Талисманы могут принимать различные формы: некоторые из них представляют собой пластины из тщательно подобранного металла, исписанные цифрами и магическими письменами в астрологически подходящее время; другие-кусочки бумаги, сложенные поверх сигил, магических квадратов и стихов Корана. Некоторые держатся близко к телу,другие промываются и проглатываются. Это очень близкие объекты с реальной и живой традицией, которая пересекает класс и вероисповедание, с мириадами применений, которые проецируют и направляют человеческие тревоги и желания: для родовых мук, любви, богатства, здоровья, защиты, мести и успеха. И все же для многих в наши дни такие магические предметы являются архаичными символами иррационального, прибором отчаявшихся. Талисман-это нечто гораздо большее. Это объект, обладающий многослойными значениями и функциями, которые были сведены гегемонистской властью современной науки к практике, придуманной «суеверными» умами. С этой точки зрения талисманы в лучшем случае обозначаются как «псевдонаука», как Астрология (как предшественница астрономии) и алхимия (как предок химии). Но сама сила талисмана заключается в том, что он нарушает общепринятые эпистемологии, а также двусмысленность, которую он требует от тех, кто его создает, использует и изучает. Это» технология самости», если использовать термин Фуко, посредством которой вещи, воля, планеты и звезды мобилизуются для развития знаний о своей вселенной и обществе, теле и душе для достижения счастья, мудрости и совершенства.

Рис. 3: «Приготовление к полуденной трапезе», фолиант с дивана (собрание сочинений) Мир ‘Али Шир Наваи. Каллиграф: Касим Али из Шираза. Дата: 1580. Человек в левом нижнем углу, кажется, тянет лапшу. Музей Метрополитен, Нью-Йорк (общественное достояние)

В своей основе средневековый талисман-это упражнение в понимании действия на расстоянии. Для эрудита Якуба ибн Исхака Аль-Кинди (801-873) талисманы работают через астральные лучи, которые составляют Ткань космоса, связывая и актуализируя не только действия талисманов, но также молитвы и даже жертвоприношения животных. Что касается последнего, Аль-Кинди утверждает, что «неестественная» смерть животного приводит к внезапному взрыву собственной радиальной ступицы животного, вызывая рябь, возмущение в самой ткани космоса и, таким образом, влияя на естественный мир. Создавая талисман, человек манипулирует силами Вселенной.

Не только наблюдаемые вещи производят лучи и реагируют на них; желание и действие астрально активны; их лучи направляются через два инструмента: речь (призывы) и ремесло (талисманы, изображения, жертвоприношения). Воображение через эти лучи запечатлевает целенаправленную действительность на чувственных вещах, связывая свою волю со звездами. Решимость, звезды и вещи-это основы талисмана, но также и обычного действия. Андалузский оккультист и эзотерик Маслама Аль-Куртуби объясняет в магическом томе десятого века «Гайат аль-Хаким» («цель мудреца»):

«Каждый создатель и создатель вещи… сначала стремится сделать компоненты, которые составляют созданную вещь, пока эти компоненты не станут подготовленным первичным материалом, который может принять вторую форму. Это подобно тому, как вы наблюдаете за изготовителем крахмала из продуктов питания (Аль-танам),» лапши » (Атрия) из крахмала и всех вещей, которые получаются из различных сладостей ( Алва). Точно так же производитель солений, сыра и масла из молока; также производитель нитей из хлопка и всего, что производится посредством таких операций».

Рис. 4: подвеска со Львом и Скорпионом. Дата: 10 век. География: Иран, Нишапур. Литая бронза. Музей Метрополитен, (общественное достояние)

Обыденность магична с правильной решимостью. Подумайте об этом в следующий раз, когда будете печь хлеб или пускать Скорпионов в полет, как советует Сабиец из Аррана, врач и астроном Табит ибн Курра (836-901):

«Когда вы хотите оперировать этим, вы должны начать, Когда Скорпион поднимается, и вы должны сделать талисман Скорпиона из меди, или олова, или свинца, или серебра, или золота, если хотите. И вы должны вырезать на изображении имя Восходящего и его хозяина, и господа часа, и господа дня, и имя Луны; и пусть Луна будет в Скорпионе. И когда вы сделаете это, вы должны похоронить его вверх ногами, и вы должны сказать, когда вы хороните его:»это захоронение такого-то и такого-то, чтобы оно не входило в такое-то и такое-то место».

Как» искусственные действия, имитирующие естественные действия » – согласно Китабу Аль-Нухабу, работе, приписываемой Джабиру ибн Хайяну, – талисманы воспроизводят сам акт творения. В Гхае говорится «что» предметом талисманов является дух в теле»; следовательно, это акт одушевления избранного или сфабрикованного тела. Рассмотрим следующий образ:

Рис. 5: модели мужчины и женщины с целью их сближения. От: Dhakhīrat Искандар, Лондон, Британская библиотека, Исламский ИО 673, фол. 50р.

Две маленькие платформы под фигурами указывают на их искусственную природу. Они сделаны из воска расплавленной свадебной свечи. Они изображают мужчину и женщину, чья страсть друг к другу должна быть вызвана венерианским заклинанием. Возжигают благовония и призывают духовные силы, или rūdāniyyāt, вместе наполняя объекты жизнью. Магу приказано собрать их в крепкие объятия, завернуть в зеленую шелковую ткань и похоронить. Семь гениталий на обеих фигурах обозначают намерение посредством гиперболы, которая делает объекты почти чудовищными. Таким образом, создатель талисманов творчески формирует предметы, чтобы вызвать свой собственный фокус, делая их читаемыми для Земли, в которой они похоронены, и которая сообщает их скрытые силы воздуху, эфиру и звездам.

То, что делает создание талисмана – или соленых огурцов – магическим процессом, — это духовная сила, которая требуется каждому. Маслама аль-Куртуби говорит нам, что при изготовлении талисманов действуют четыре » руханийата»: руханийя мира, действующая через астральные лучи; руханийя инструмента; руханийя намерения; и руханийя ручного труда. Rūdāniyyāt не переводимы: они не являются ни духами, ни демонами, а скорее агентами астральных влияний. Они образуют сеть волевой причинности, которая охватывает небесный и земной миры и приводит в действие волю Бога и людей. Это имманентные принципы-существа, проявляющие Божественную полноту и изобилие, ядро немеханической эффективности Вселенной. Они существуют где-то между всеобщим и индивидуальным, на пересечении аморфного и осязаемого. Маслама говорит: «руханийя может появиться в духовном мире как человек, который беседует с ним и учит его тому, что он желает, она может расположить его к царям и султанам, связать и распутать любое дело, которое он пожелает… Талисманы — самый мощный выбор».

Ритуалы — это перформативные операции, предполагающие прерогативу человека требовать и получать милости от небесного мира. Тем не менее, мы беспокоимся о невидимом, поэтому осязаемость становится желанной гарантией того, что наши действия видны и признаются. Об эффективности многих заклинаний, предписанных в «Гхайат аль-Хаким», свидетельствует появление руд-Нийи. После мольбы к Луне среди благовоний появляется безмятежно выглядящий хорошо одетый человек. В другом случае для Юпитера признаком успеха является появление зажженной свечи перед просителем. Космос слушает.

Рис. 6: Луна автора.

Как «технология знаковых систем», создание любого эффективного магического объекта требует внимания мага к тому, как цель, звезды и все вещи семиотически соотносятся друг с другом. Она должна знать естественно-астральные соответствия и правила симпатии и антипатии. Нельзя достичь Марса, если ищешь любви, и нельзя использовать горячую и сухую жульничество для излишеств холодной и влажной мокроты. Мудрость-это условие космической герменевтики. Сам плотин восклицает, что влияние небесных тел проистекает из их «символической силы», добавляя:»мы можем думать о звездах как о буквах, постоянно начертанных на небесах… все изобилует символами, мудрец-это человек, который в чем-то одном может прочесть другое». Это недалеко от призыва Корана к преданной герменевтике: «в сотворении небес и земли, во вращении дня и ночи-верные знамения для людей, обладающих внутренним прозрением’ (Q. 3:190).

Со знанием приходит сила. Возвращаясь к Джабирскому Китабу Ан-Нухабу, нам говорят, что значение талисмана почерпнуто из его арабского названия тилласмут, мусаллат, означающего то, что уполномочено иметь контроль над чем-то другим. В «Гхае», которая передает это самое определение, Маслама добавляет, что это происходит потому, что «это, по сути, принуждение и подчинение, действующее на то, для чего оно построено путем господства и принуждения, а также посредством числовых соотношений и небесных тайн, помещенных в определенные тела в подходящее время, и благовониями, которые усиливают и вызывают руд-Нийю этого талисмана».

Сам объект с его преходящими эффектами является лишь ядром сферы его власти; он простирается до престижа знания, которое делает ученого (āālim ) магом; мага-мудрецом (akakīm); мудреца-царицей, царицу-ангелом. Тайное братство эзотериков десятого века, Ихван Аль-Шафах («братья чистоты») пишут в своем Послании о магии (Рисала фи аль-Сир), что приобретение «знания об этом требует, чтобы ученик достиг человеческого совершенства, то есть получил ангельские формы после смерти», что является целью их энциклопедического дискурса в целом. Величайшая магия из всех-это превращение себя в талисман путем приведения решимости в соответствие с благоприятными небесными конфигурациями, обладание телом в полной гармонии с душой, собранной вместе шикмой (мудростью).

Согласно «Ихван аль-Саф» и «Маслама аль-Куртуби», просветление дает человеку привилегию стать лидером мусульманской общины. «Великая магия» — это проявление силы, получаемой непосредственно божественным вдохновением, и они видят в Макрокосмическом человеке халифу, наместника Бога в сотворенном мире. Это напоминает понятие Халифа в Коране: «твой Господь сказал ангелам: » Я сделаю на земле халифу» (Q 2: 30). Для Ихвана» великое наместничество » является божественным и даруется Адаму, пророкам и имамам. Правление ( рияса) этого божественного наместничества противопоставляется правлению (сияса) земного и временного наместничества. Таким образом, истинный халифат, пророчество и имамат являются результатом и даже составляют «великую магию».

Тогда талисман воплощает в себе полифокальные возможности, возникающие в результате осознания различных эпистемологических подходов, которые может принять творец: утилитарных, научных и мистических. Талисман — это высшая технология самости. В «Аль-Варидат уа ат-Такдисат» («Божественные излияния и посвящения»), приписываемом персидскому философу и мистику Шихабу Аль-Дину Сухраварди ( 1154-1191), говорится: «прочтите вашу собственную надпись, о Человеческий талисман (айюха Аль-тилласм Аль-Башари), ибо ваша надпись-это сохранившаяся табличка Бога со всей точностью. Освятите Бога, когда главное светило (солнце) находится на одном из горизонтов, и сделайте искренним ваш зикр (декламации), ибо стояния зикра засвидетельствованы помощниками.» Итак, любезный читатель, катите ли вы лапшу или взбиваете масло, помните, что Вы тоже являетесь талисманом в процессе создания.

https://ajammc.com/2020/10/28/magic-talismans-islam/

Ссылка на основную публикацию