Амулет Анх

Определение

Анх — один из самых узнаваемых символов Древнего Египта, известный как «ключ жизни» или «Крест жизни», и датируемый ранним династическим периодом (ок. 3150 — 2613 до н. э.). Это крест с петлей наверху, иногда украшенный символами или декоративными завитушками, но чаще всего просто простой золотой крест. Этот символ-египетский иероглиф, означающий «жизнь» или «дыхание жизни» (`nh = ankh), и, поскольку египтяне верили, что земное путешествие человека было только частью вечной жизни, ankh символизирует как смертное существование, так и загробную жизнь. Это один из самых древних символов Египта, часто встречающийся с символами Джед и был, носимый множеством египетских богов в надгробных росписях и надписях и носимый египтянами как амулет.

Связь анха с загробной жизнью сделала его особенно мощным символом для коптских христиан Египта в 4 веке н. э., которые приняли его как свой собственный. Это использование анха как символа обещания Христа вечной жизни через веру в его жертву и воскресение, скорее всего, является источником христианского использования креста как символа веры сегодня. Ранние христиане Рима и других стран использовали символ плодородия рыбы как символ своей веры. Они не подумали бы использовать изображение креста, хорошо известную форму казни, так же, как кто-то сегодня предпочел бы носить амулет электрического стула. Анх, уже утвердившийся как символ вечной жизни, легко поддался ассимиляции в раннехристианскую веру и продолжал оставаться символом этой религии.

Происхождение И Значение

Происхождение Анка неизвестно. Египтолог сэр Алан Гардинер (1879 — 1963 гг. н. э.) считал, что он развился из ремешка сандалии с верхней петлей, идущей вокруг лодыжки, и вертикальным столбом, прикрепленным к подошве у пальцев ног. Гардинер пришел к такому выводу, потому что египетское слово «сандал» было «НХ», которое произошло от того же корня, что и «анх», и, кроме того, потому что сандал был повседневной частью жизни египтянина, и символ анх стал символизировать жизнь. Однако эта теория так и не получила широкого признания.

Теория египтолога Э. А. Уоллиса Баджа (1857-1934 гг. н. э.), который утверждает, что она возникла из пряжки пояса богини Исиды, считается более вероятной, но все еще не общепринятой. Уоллис Бадж отождествлял АНК с тджетом, «узлом Исиды», церемониальным поясом, который, как считалось, символизировал женские гениталии и плодородие. Эта теория о происхождении анха от символа плодородия соответствует его значению на протяжении всей древнеегипетской истории и за ее пределами до наших дней. Египтолог Вольфхарт Вестендорф (род. 1924 г. н. э.) поддерживает утверждение Уоллиса Баджа, отмечая сходство анха с тджетом и использование обоих символов с ранней даты в истории Египта. АНК всегда ассоциировался с жизнью, обещанием вечной жизни, солнцем, плодородием и светом. Ученая Адель Нозедар пишет:

Объем смысла, который можно выжать из такого простого символа, внушает благоговейный трепет. Анкх представляет мужские и женские гениталии, солнце, выходящее из-за горизонта, и Союз неба и земли. Эта ассоциация с Солнцем означает, что Анкх традиционно рисуется в золоте-цвете солнца-и никогда в серебре, которое относится к Луне. Однако, если оставить в стороне сложности этих отдельных элементов, как выглядит Анкх? Его сходство с ключом дает ключ к другому значению этого магического символа. Египтяне верили, что загробная жизнь имеет такое же значение, как и нынешняя, и Анкх дает ключ к вратам смерти и тому, что лежит за ними (18).

Именно по этой причине анх занимает столь видное место в надгробных росписях и надписях. Такие божества, как Анубис или Исида, часто помещают Анкх к губам души в загробной жизни, чтобы оживить ее и открыть эту душу для жизни после смерти. Богиня Маат часто изображается держащей Анкх в каждой руке, а бог Осирис сжимает Анкх в ряде надгробных картин. Связь анха с загробной жизнью и богами сделала его заметным символом на шкатулках, амулетах, помещенных в гробницу, и на саркофагах.

Анх и богиня Исида

Анх вошел в народное употребление в Египте в ранний династический период с возникновением культов Исиды и Осириса. Ассоциация анха с тджетом, упомянутая ранее, подтверждается ранними изображениями Исиды с поясом тджета до появления анха.

Исида очень рано привязалась к поклонению Осирису и появляется в более поздних мифах как сестра и жена Осириса. Но она всегда оставалась в совершенно ином плане по отношению к Осирису. Ее поклонение и жречество были гораздо более популярны, чем поклонение Осирису, люди были названы в ее честь гораздо чаще, чем в честь Осириса, и она появляется гораздо чаще в деятельности жизни. Ее союз в мифе об Осирисе ни в коей мере не затмил ее независимого положения и значимости как божества, хотя и дал ей гораздо более широкое поклонение. Союз гора с мифом и утверждение Исиды в качестве богини-матери были основным способом ее значения в более поздние времена. Исида как кормящая мать редко показывается до двадцать шестой династии; затем этот тип постоянно становился все более популярным, пока не перерос все другие религии страны (13).

Многие из богов Египта изображены держащими Анкх, но Исида чаще, чем большинство. Со временем Исида стала самой популярной богиней в Египте, а все остальные боги рассматривались как простые аспекты этого самого могущественного и всеохватывающего божества. Культ Исиды обещал вечную жизнь через личное воскресение. Точно так же, как Исида спасла своего мужа Осириса от смерти, она могла спасти и тех, кто верил в нее. Связь анха с такой могущественной богиней придавала ему еще больший смысл, поскольку теперь он был связан именно с великой богиней, которая могла спасти душу и обеспечить ее в загробной жизни.

История анха в употреблении

Важность Анка заключалась в мгновенном распознавании того, что означал этот символ. Даже те, кто не умел читать, могли бы понять символику таких предметов, как Джед или АНК. АНК никогда не ассоциировался исключительно с Исидой — как уже упоминалось, многие боги изображены с этим символом, — но когда Джед стал связан с Осирисом, АНК все больше попадал в сферу Исиды и ее культа.

Анх И Христианство

Поскольку христианство получило более широкое признание в 4 веке н. э., многие символы старой религии попали в немилость и были запрещены или просто забыты. Символ Джеда, так тесно связанный с Осирисом, был одним из них, но АНК продолжал использоваться. Ученый Джек Тресиддер пишет об Анке:

Его форма по-разному понималась как восходящее солнце на горизонте, как союз мужского и женского или других противоположностей, а также как ключ к эзотерическому знанию и к загробному миру духа. Коптская церковь Египта унаследовала Анкх как форму христианского креста, символизирующего вечную жизнь через Христа (35).

В то время как другие пережитки старой религии исчезли, АНК взял на себя новую роль, сохранив свой старый смысл жизни и обещание вечной жизни. Адель Нозедар комментирует это письмо: «мощные символы часто проникают в другие культуры, несмотря на их происхождение, и АНК не является исключением. Поскольку он символизирует бессмертие и Вселенную, он был первоначально заимствован коптскими христианами четвертого века, которые использовали его как символ, чтобы усилить послание Христа о том, что есть жизнь после смерти» (18). Анкх как символ вечной жизни в конце концов потерял свою петлю наверху, чтобы стать христианским крестом, который, как и древний Анкх, носят верующие в Иисуса Христа в наши дни по той же причине: отождествлять себя со своим Богом и всем, что Бог обещает.

https://www.ancient.eu/Ankh/

Ссылка на основную публикацию