Демоны И Контроль Численности Населения

Клинописная табличка, содержащая ритуалы и заклинания против демона Ламашту.

Одной из главных проблем в изучении мертвых цивилизаций является отсутствие местных информаторов. Без таких информаторов трудно восстановить этнологические данные и еще труднее интерпретировать восстановленные данные. Если мы хотим понять мертвое общество и не хотим прибегать к спиритуализму, мы должны полагаться на письменные и физические останки.

В случае древней Месопотамии у нас есть обширный корпус клинописных документов, которые могут быть использованы для реконструкции этнологии и фольклора. Кроме того, существует большое количество всевозможных материальных остатков. Когда эти источники сравниваются с этнологическими исследованиями других обществ и делаются тщательные прогнозы, многое становится ясным. Выводы, сделанные таким образом, редко могут быть доказаны, но если исследование будет тщательным, оно может способствовать пониманию древнего общества. Эта статья посвящена верованиям и практикам, связанным с деторождением на древнем Ближнем Востоке.

Рождение в Месопотамии было очень опасным делом. Из-за отсутствия надлежащей медицины и медицинских знаний, неправильного питания и отсутствия санитарных условий выкидыши, мертворождения и детская смертность были очень высокими. По тем же причинам также часто происходила смерть при родах. Вавилоняне и ассирийцы считали, что эти смерти были вызваны одной из трех причин: болезнью, демонами или колдовством. Чтобы защититься от этих опасностей, они создали обширную коллекцию заклинаний, амулетов, амулетов и рецептов, направленных на защиту как матери, так и ребенка. Из трех угроз демоны, безусловно, самые интересные.

Мать была подвержена нападению демонов на протяжении всей беременности и в течение некоторого периода после родов. В первые месяцы беременности самым большим страхом был выкидыш. В текстах неясно, какой демон или демоны, если таковые имеются, были ответственны за ранний выкидыш, но существует множество ритуалов для предотвращения или остановки выкидыша. Эти ритуалы выполняются непосредственно на женщине и, по-видимому, устанавливают болезнь или колдовство в качестве причинного агента. Представляется возможным, что демоны появляются на свет только на поздних сроках беременности и что выкидыш на ранних стадиях беременности объясняется исключительно болезнью или колдовством.

Глиняная табличка с изображением демона Ламашту в виде отвратительной женщины с головой льва.

Во всяком случае, в последние месяцы беременности и во время самих родов женщина и ребенок подвергаются опасности со стороны демона Пазузу. Полный спектр деятельности этого демона неясен, но он пришел, чтобы напасть либо на мать, либо на ребенка. Чтобы защититься от него, был сделан амулет и передан матери. Амулеты были либо полными крылатыми фигурами Пазузу, либо просто головами демона. В случае с головами у многих были проколоты уши, чтобы их можно было носить. Часто на амулетах было написано либо заклинание против Пазузу, либо сокращенный миф о демоне.

После рождения ребенка женщина вошла в состояние нечистоты точно так же, как во время менструации. В течение этого времени и мать, и ребенок находились в крайней опасности. Этот же период нечистоты сохранился в более поздних иудейских, христианских и исламских традициях. В каждом из них этот период составляет сорок дней, но нам не сообщают точную продолжительность времени в Месопотамии. В христианской традиции этот период заканчивается воцерковлением матери, во время которого возносится благодарность за ее безопасность. Этот же период времени отражен в официальной догме праздником Очищения через сорок дней после Рождества. В еврейской традиции мать ритуально очищается на сороковой день. Исламская традиция, которая вполне последовательна во всем исламском мире, заставляет мать проводить сорок дней в доме и никогда не покидать своего ребенка. По истечении сорока дней она проходит ритуальное очищение и вновь занимает свое положение в обществе. Во всех трех традициях ребенок также находится в опасности в течение сорока дней. В случае еврейского ребенка наибольшая опасность приходится на первые восемь дней перед обрезанием, но опасность сохраняется в течение всех сорока дней. Точно так же в двух других традициях ребенок все время находится в опасности, но особенно в первые несколько дней.

В период нечистоты месопотамскому ребенку угрожали ламы-демоны/ну. Заклинание описывает ее следующим образом: «Она свирепа, она бушует, она богиня, она ослепительна, она волчица, дочь Ану. Ее ноги (когти) птицы Анзу, ее руки грязные, ее лицо – лицо свирепого льва. Она вышла из зарослей тростника. Ее волосы свободно падают. Ее набедренная повязка срезана. Она ходит поступью быка, она спускается поступью барана. Ее руки ищут плоти и крови. Она входит через окно, проскальзывает внутрь через колпачок дверной петли. Она входит в дом, она выходит из дома. Приведите ко мне своих сыновей, чтобы я покормил их грудью, и пусть ваши дочери повернутся ко мне, чтобы моя грудь могла быть вложена в уста ваших дочерей». Есть изображения Ламашту. Она предстает в виде обнаженной, отвратительной женщины с головой льва или птицы, когтями и длинными свисающими грудями. Она скользит и проскальзывает сквозь щели, подоконники, окна или любое маленькое отверстие. Оказавшись в доме, если она найдет ребенка одного, она будет кормить его грудью и таким образом убьет его.

Демон Ламашту, вырезанный на глиняной табличке.

Подобные демоны населяют мир евреев, христиан и мусульман. В исламском обществе женщина-джинн по имени Умму-субьян войдет в дом новорожденного ребенка, и если она найдет его в одиночестве, она покормит ребенка грудью, а затем ускользнет. В результате этого посещения ребенок откажется от материнского молока и медленно умрет от голода. Персидское изображение этого джинна изображает ее с крыльями, рогами и когтями, летящей, чтобы покормить ребенка в его кроватке.

Тот же тип демона встречается в христианском фольклоре Турции и Балкан. У разных демонов разные имена в разных обществах, но их роль всегда заключается в том, чтобы подкрасться к оставленному без присмотра ребенку и задушить его. Независимо от того, назывались ли эти демоны Стрига, как в Греции, Албасти в Турции и Центральной Азии, или любым другим именем, все они окружены одними и теми же традициями и, похоже, имеют восточное происхождение. Наиболее очевидным, конечно, является Албасти, который этимологически связан с Ламашту, как уже отмечалось другими.

Интересно, что более поздняя еврейская традиция восходит к средневековым временам и приписывает убийство и похищение младенцев демону Ли111—му — демону, который начинал с совершенно другого характера.

Чтобы защитить ребенка от этого самого ужасного демона, ассирийцы и вавилоняне полагались на магические фигурки, амулеты, ритуалы и заклинания. Первой линией обороны был сам дом, и предпринимались попытки вообще не пускать ее в дом. Одним из способов достижения этой цели было изготовление фигурок волшебных собак с их именами, нацарапанными на бедрах. Затем этих собак хоронили под порогом или помещали в окна, где они должны были проявлять свою магическую силу и отпугивать всех демонов. Несколько таких собак было найдено в Ниневии и Нимруде. У этих апотропейных собак есть такие восхитительные имена, как: «Не стесняйтесь, лай!»; «Не стесняйтесь, кусайте!»; «Убейте его!»; «Его лай громкий»; «Тот, кто прогоняет демона Асакку»; «Тот, кто захватывает врага»; «Тот, кто отталкивает зло»; «Тот, кто кусает своего врага»; «Тот, кто приносит удачу»; и «Тот, кто изгоняет зло».

Другим способом защиты от Ламашту было изгнать ее с помощью симпатической магии: «Вы должны очистить глину гончара. Вы должны взять глину и сделать фигурку Ламашту. Положите его у изголовья больного (ребенка). Вы должны наполнить контейнер пеплом и воткнуть в него кинжал. Положите его у изголовья больного (ребенка) на три дня. На третий день вечером вы должны вынести (фигурку) на улицу, ударить по ней кинжалом и закопать в углу стены. Вы должны нарисовать вокруг него волшебный круг из муки. Не оглядывайся назад».

Собак, подобных этой, часто надписывали и либо хоронили под порогом, либо помещали на подоконники, чтобы отогнать демонов.

Еще одним способом обеспечить себе защиту было сделать глиняную табличку с изображением Ламашту на ней. На табличках также были начертаны заклинания, призванные вызвать демона. Эти таблички затем повесили в спальне, где они рассеяли опасность. Многие такие таблички были найдены и опубликованы, и они, должно быть, часто использовались.

Самой распространенной защитой от демонов была филактерия. В Месопотамии простые филактерии состояли из завязанной веревки и магических камней, в то время как более сложные содержали амулеты и амулеты. Филактерии также были наиболее распространенной защитой в христианской, иудейской и исламской традициях. Обычно они состояли из мешочка со стихами из Библии, Талмуда или Корана, но некоторые из них содержали истории о происхождении демона, за которыми следовало заклинание. Например, одна греческая филактерия содержит очень длинную историю о том, как демон попал в плен и был вынужден раскрыть свои магические силы. За этой историей следует заклинание: «О, Злой Дух! Да будешь ты убит и проклят страшным и славным именем Троицы и 360 святыми отцами Никейского собора».

Филактерии Месопотамии широко варьировались в производстве. Они варьировались от предметов, на которых были начертаны заклинания, до простых нитей узловатой пряжи. Типичный вид описан в ритуале против Ламашту: «Вы должны взять семь (прядей) окрашенной шерсти, волосы с правой стороны осла, волосы с левой стороны дженни, волосы жеребят осла, волосы белой свиньи, жуков (?) с дорог, пучок черных волос с правой стороны задних ног осла, (и) сухое дерево из подпочвенного плуга и сеялки. Вы должны свернуть три веревки и надеть (их) ему на шею».

Филактерии обычно помещались на шею матери или ребенка или, в качестве альтернативы, в комнате, где находились мать и ребенок. Благодаря эффективности своих чар филактерия удерживала демона на здоровом расстоянии.

Демонов также можно было отгонять или изгонять с помощью заклинаний. Это было наименее эффективное средство защиты, так как демон мог сравниться умом со своим человеческим противником. Демон Ламашту выступал под несколькими разными именами — всего их было семь. Нам говорят: «Ламашту, дочь Ану — ее первое имя; вторая — сестра богов улиц; третья — меч, который поражает голову; четвертая — та, которая вызывает воспаление; пятая — богиня, чье лицо ужасно; шестая — смотрительница; взятая Ирниной — седьмая».

Если бы демона вызвали только одним или двумя ее именами, она могла бы проникнуть в комнату ребенка под видом другого имени и сделать самое худшее. То же самое явление происходит в более поздней христианской традиции, где демон появляется с двенадцатью именами, двенадцатью с половиной именами или даже девятнадцатью именами в различных текстах. Власть человека над демоном зависела от знания всех его имен и включения их всех в заклинание. Существует несколько средневековых христианских народных сказок, в которых рассказывается, как демон был вынужден открыть свои имена человечеству.

Слепок крылатого демона Пазузу. Такие статуэтки были исписаны заклинаниями и носились как амулеты.

В Месопотамии существовали отдельные заклинания для каждого из имен Ламашту в дополнение к коротким заклинаниям, содержащим только «абра-кадабра», и длинным заклинаниям, направленным на демона во всех ее аспектах. Одно из таких заклинаний описывает Ламашту, а затем вызывает ее. «Ану создал ее, Эа вырастил ее. Энлиль наделил ее лицом стервы. (Ее) руки маленькие, (но ее) пальцы длинные (и ее) когти длинные. У нее грязные предплечья. Она вошла через дверь дома, она проскальзывает через дверную розетку, она проскользнула через дверную розетку и собирается убить ребенка. Она схватила (ребенка) в живот семь раз. Убери свои когти! Развяжите руки, прежде чем мудрая магия героя Ea настигнет вас! Дверная рама для вас широкая, двери открыты. Прочь! Выйдите в степь. (Пусть) они наполнят ваш рот грязью, ваше лицо пылью, а ваши глаза мелко измельченными семенами кресс-салата. Я заклинаю тебя клятвой Эа. Да уберетесь вы отсюда!»

Как только ребенок прошел самый опасный период во время периода нечистоты своей матери, самой большой угрозой, с которой он столкнулся, был сглаз. Сглаз был постоянной опасностью на протяжении всей жизни человека, но, как ни странно, в первые дни после рождения он представлял очень небольшую угрозу. Поскольку ребенок был заключен в тюрьму, чтобы спасти его от Ламашту, он также автоматически был защищен от дурного глаза. Существовало множество способов помешать сглазу, но исследовать их здесь означало бы войти в совершенно новую область.

Вместо этого интересно посмотреть, как появился Ламашту. В эпосе Атра-хасис нам рассказывается, что в начале боги должны были выполнять всю работу в мире. Вскоре они устали от сложившейся ситуации и подняли восстание. Для разрешения этой ситуации было создано человечество, на которое были возложены обременительные обязанности, основные для жизни на земле. Однако решение было лишь временным, ибо вскоре произошел демографический взрыв, и человечество стало досаждать богам. «Не прошло и тысячи двухсот лет. Земля расширилась, и людей стало много. Земля ревела, как бык. Бога потревожил их шум».

Чтобы облегчить их неудобства, боги послали великий потоп и уничтожили всех, кроме героя Атра-хасиса. Впоследствии боги раскаялись и пожалели об уничтожении человека. Поэтому они позволили человечеству снова процветать на земле. Однако они приняли меры предосторожности, чтобы в будущем их мир и спокойствие не были нарушены. «Кроме того, пусть будет третья группа людей. (Пусть будут) плодовитые женщины и бесплодные женщины. Пусть среди людей будет «Искоренительница» (имя Ламашту), и пусть она выхватит ребенка из рук матери. Установите женщин-угбабту, женщин-энту и женщин-игиситу, и пусть они будут табу и прекратят деторождение».

Я сомневаюсь, что даже самый ярый мальтузианец стал бы выступать за воскрешение Ламашту, но ее присутствие, похоже, было эффективным.

https://www.penn.museum/sites/expedition/demons-and-population-control/

Ссылка на основную публикацию