Браслет Ягод Рябины: Амулеты Против Колдовства

Сандра Мод, Харрис Манчестерский колледж

28 февраля 1893 года три ветки рябины были подарены музею Питта Риверса преподобным каноником Джоном Кристофером Аткинсоном из Дэнби-Парсонажа, Гросмонт, Йорк. (Присоединение № 1893.18.1-3) Теперь они выставлены в Случае 31.A — Магия, колдовство и Испытание испытанием, расположенном во дворе Музея. Записи описывают рябиновые петли как амулеты против колдовства, но они также, по-видимому, служили профилактикой против призраков, фей, духов и Сглаза. Все три петли имеют разный размер, одна из них имеет максимальную длину 70 мм (1893.18.1). Их происхождение указано в качестве альтернативы как «Англия, Северный Йоркшир, Гросмонт» и «Англия, Северный Йоркшир, Гросмонт, Каслтон».

Рябиновые деревья

Европейская рябина (Sorbus aucuparia) издавна ассоциировалась в Европе с магией и защитой от чар и злых существ.

Эта традиция якобы восходит, по крайней мере, к греческой мифологии. Нам говорят, что Геба, богиня юности, в минуту неосторожности потеряла свою волшебную чашу из-за демонов. Лишившись таким образом источника омолаживающей амброзии, боги решили послать орла, чтобы восстановить силы чаши. В схватке, которая произошла между орлом и демонами, несколько орлиных перьев упали на землю вместе с несколькими каплями крови. Там они превратились в рябиновые деревья. Перья приняли форму листьев, капли крови — форму красных ягод рябины.

В скандинавской мифологии считается, что первая женщина (Эмбла) была сделана из рябины. Рябина также фигурирует в рассказе «Сэр» о путешествии Тора в Подземный мир, в котором Тора, упавшего в быструю реку, спасает рябиновое дерево, которое наклоняется и помогает ему вернуться на берег.

Некоторые магические и защитные свойства рябины могут быть связаны с тем фактом, что напротив стебля каждой ягоды есть маленькая пятиконечная звезда, или пентаграмма; пентаграммы долгое время считались символами защиты. Красный цвет ягод также считается лучшим защитным цветом от чар. Лингвисты говорят, что название «рябина» может происходить от древнескандинавского raun или rogn, которое может иметь свои корни в протогерманском *raudnian, «краснеющий». Однако друиды использовали как ягоды, так и кору рябины для окрашивания одежды, которую они носили на лунных церемониях, в черный цвет.

Предполагается, что плотность рябинового дерева делает его подходящим материалом для трости, посоха мага и посоха друида. Кроме того, ветви можно использовать для гадания по металлу, в лозоходцах и для изготовления посохов с рунами. Листья и ветви, обвязанные вокруг головы коровы, обеспечивают хороший запас молока, а крупный рогатый скот и другие животные защищены от вреда, подвешивая пружины рябины над дверями их сараев. Куски рябины, хранящиеся в домах, могут защитить от молнии, в то время как куски, помещенные на могилы, предотвратят появление призраков умерших. Рябиновое дерево также перевозят на борту судов моряки и рыбаки в качестве талисманов на удачу, особенно когда надеются избежать штормов. Еще одно распространенное использование рябины — защита от ведьм и колдовства. Многочисленные ассоциации, связанные с рябиновым деревом, отражены во многих популярных названиях, которые ему были даны, например, Ведьмин лес, Ведьмино проклятие, Ведьмино дерево, Рунное дерево, Шепчущее дерево, Белое дерево, Сырое дерево и Рябина (даже если это не ясень).

На Британских островах рябиновое дерево фигурирует в нескольких повторяющихся темах защиты. Одна из них — защита домашнего хозяйства рябиной, растущей неподалеку. Даже в двадцатом веке жителей Ирландии и Шотландского нагорья предостерегали от удаления или повреждения рябины, растущей в их саду. Местный информатор в Адви, на реке Спей, кроме того, утверждал, что гадюки, как правило, избегают рябиновых деревьев.

В Высокогорье ветви рябины сжигали перед домами людей, чтобы держать ведьм подальше. В майский день были зажжены огромные костры на друидическом празднике, известном как фестиваль Белтейна (Белтейн, «огни Бела»), так как в этот день ведьмы, как известно, были особенно активны. На северо-востоке Шотландии эти костры были зажжены 2 мая по старому стилю и были известны как костры.

По словам Джона Рамсея, лэрда Охертайра, близ Стерлинга, и покровителя Бернса, жители Стратспея делали обруч из рябины в майский день и заставляли овец и ягнят проходить через него как утром, так и вечером, чтобы защитить их от колдовства. Крупный рогатый скот также был уязвим для заклинаний, если его оставить без защиты, что могло привести, среди прочего, к тому, что их молоко было зачаровано или украдено. В Стратдоне 2 мая («День тростника») в каждый коровник клали кусочки рябины, но только после захода солнца, и делал это тайно так называемый гудман. С другой стороны, куски рябины, которые висели над дверями конюшни, предназначались для того, чтобы помешать ведьмам войти в конюшни и вывести лошадей на ночную прогулку. И наоборот, в Ирландии в канун мая над дверью вешали ветку рябины, чтобы защитить людей, животных и урожай от фей, а не от ведьм.

На острове Мэн в канун мая над притолокой в качестве защиты от колдовства вешали равнорукие кресты, сделанные из веток рябины. Такие кресты должны были быть сделаны без использования ножа, а иногда также могли быть закреплены на скоте или носились людьми для личной защиты. От Шотландии до Корнуолла подобные кресты были перевязаны красной нитью и носились в карманах людей, или их можно было вшить в подкладку пальто.

Амулеты

Амулет — это предмет, который, как полагают, обладает какой-то внутренней силой. Большинство таких объектов встречаются в природе и, возможно, просто были выбраны за их поразительный внешний вид. Амулет используется с намерением защитить людей, животных и имущество от различных зол, таких как болезни, магия и смерть. В отличие от амулетов, индивидуальные амулеты могут служить профилактикой от целого ряда различных зол, в зависимости от потребностей владельца. Амулет действует либо отвергая определенное зло, либо давая владельцу силу противостоять злым влияниям. Однако ни в коем случае амулет не причиняет владельцу никакого вреда. В то время как некоторые амулеты требуют прямого контакта с владельцем, чтобы быть действительно эффективными, другие функционируют благодаря их простому присутствию. По этой причине амулеты редко, если вообще когда-либо, уничтожаются или прячутся, как это часто бывает с амулетами.

В Британии амулеты из картофеля и рябины когда-то были одними из наиболее распространенных профилактических средств; первые защищали от ревматизма (!), вторые — от колдовства. В музее Питта Риверса есть два вида амулетов, сделанных из рябины: кресты и петли. Все они были подарены каноником Аткинсоном в 1893 году.

Утверждается, что кресты из рябинового дерева были сделаны стариком в Коргарфе, Стратдоне, Абердине, и, предположительно, священная форма креста усиливает защитную силу самого рябинового дерева. Этот тип амулета помещался в каждое отверстие дома, чтобы не впускать ведьм. 1 августа («день Ламмаса») такие кресты якобы должны были быть тайно расставлены над всеми дверями в полдень кем-то, кто не останавливался и не разговаривал ни с кем, кого встречал на своем пути.

Согласно карточному каталогу петли № 1893.18.1, две из трех петель рябинового дерева были размещены в качестве защиты от ведьм на перилах дома некоего доктора Александера в Каслтоне, Йорк. Третья из этих петель, с другой стороны, была закреплена на столбе ворот перед церковным крыльцом «всадником, который трижды поворачивал свою лошадь, прежде чем устанавливать каждую петлю». Сила рябинового дерева, по-видимому, здесь была усилена благодаря выполнению магического обряда; практика, которая более распространена, когда речь заходит о чарах, поскольку эффективность чар зависит от обрядов и заклинаний, сопровождающих их изготовление.

Возможно, также стоит упомянуть, что узлам обычно приписывают магические свойства во многих частях мира. Часто их считают своего рода духовными оковами. Хотя силы узла могут быть вредоносного рода, они также могут действовать на благо людей и избавлять их от зла. В России многие амулеты черпают свою защитную силу из узлов. Однако важно отметить, что особая сила узла сохраняется только до тех пор, пока узел остается развязанным.

Рассказы из верескового прихода

Преподобный каноник Джон Кристофер Аткинсон родился и вырос в Южной стране. Еще в юном возрасте ему однажды показали письмо, якобы предназначенное для его глаз. Это было предложение церковной должности в приходе в Северном Йоркшире с зарплатой 95 фунтов стерлингов в год. Несмотря на то, что друг отговаривал его от принятия предложения, говоря, что, если бы мавры были известны во времена Наполеона, острову Святой Елены никогда не пришлось бы служить тюрьмой, молодой каноник Аткинсон принял решение и поехал.

Вскоре после этого он прибыл в уединенный и враждебный пейзаж, не похожий ни на что, что он когда-либо знал, в котором церковь оказалась расположенной на довольно большом расстоянии от большинства прихожан (в основном уэсли и примитивных методистов). В то время не было ничего необычного в том, что фермеры были неграмотными, и хотя это, возможно, немного изменилось за сорок пять лет, что каноник Аткинсон остался в приходе, не все изменилось к лучшему. За свои сорок лет в приходе Вересковых пустошей (1891) он утверждает, что:

Конечно, я сам в нескольких случаях оказывал дружескую помощь в области латыни или арифметики и счетов перспективным парням, которые хотели «улучшить себя», и таким образом помог пополнить ряды «профессиональных людей». (стр.6)

Каноник Аткинсон, по-видимому, был человеком многих талантов, и, как многие антиквары своего времени, он приобрел вкус к рытью курганов. Тем не менее, он недвусмысленно выразил неодобрение ненаучной и часто нетематической работы многих антикваров. В равной степени он находил историю земляных работ и старых поселений очень привлекательной, и, совершенно вопреки господствующему мышлению своего времени, он без колебаний искал свидетельства их преклонного возраста (и, действительно, добританских корней) в геологической летописи.

Каноник Аткинсон также проявлял большой интерес к народной речи, которая сохранилась в очень отчетливой форме в отдаленных и уединенных ландшафтах вокруг его прихода, особенно в районе Дейлс. Поскольку весь регион когда-то был населен датчанами — и, вероятно, до сих пор в нем проживало большое количество потомков скандинавов, — существовал ряд выражений и названий мест, которые, как можно было показать, произошли от датского языка. Более того, некоторые термины и идиомы, используемые в Кливленде, оказались похожими или идентичными терминам и идиомам Ланкашира, Западного Йоркшира, Шотландских низменностей и некоторых районов Камберленда, если упомянуть некоторые из них. Это привело каноника Аткинсона к предположению, что народная речь Кливленда может быть пережитком языка, на котором когда-то говорили в «великом королевстве Нортумбрия.»

Интенсивность интересов Кэнона Аткинсона в конечном итоге привела к публикации ряда книг. К ним относятся Глоссарий кливлендского диалекта и История Кливленда (автор), а также Справочник Уитби, Справочник Риво и Книга Фернесса Коучера (редактор). Но, может быть, только через Сорок лет в приходе Вересковых пустошей (1891) он действительно открывает совершенно иную область интересов, что говорит о том, что ему действительно повезло, что он занял свой пост в Йоркширском приходе:

Пятьдесят лет назад вся атмосфера фольклорного небосвода в этом районе была настолько насыщена существом и делами ведьмы, что, казалось, можно было проследить ее присутствие и ее деятельность почти в каждом уголке и уголке района. (стр.73)

Я не думаю, что знаком с какой-либо частью Англии, в которой не соблюдались бы эти обряды, и в дни моей юности я встречался с ними во все еще процветающем состоянии. В последние годы они, возможно, не особенно впали в состояние упадка, но я встречался с некоторыми из них в разных частях Линкольншира и на севере в течение последних десяти-пятнадцати лет в таком энергичном существовании, что моему интересу к ним никогда не было позволено угаснуть. И тем более потому, что в более ранний период я все еще мог связать современные английские понятия и обычаи с некоторыми аналогами, несомненно, столь же архаичными, сколь и неанглийскими./ Много лет назад я прошел курс чтения фольклора, очень обильного и в равной степени любопытного, в основном (хотя и не исключительно) датского и шведского языков, в котором я встретился с совершенно неожиданными иллюстрациями большого разнообразия наших йоркширских суеверий и практик, основанных на них» (стр.128)

Как оказалось, народная речь была не единственным, что сохранилось в изолированных ландшафтах Северного Йоркшира; суеверия и фольклор были такими же живыми и активными, как и прежде.

Похоже, что ведьма была самым выдающимся персонажем в фольклоре вересковых пустошей. Многие истории о ведьмах были локализованы; часто до такой степени, что жители деревни могли назвать и идентифицировать ряд печально известных ведьм и даже указать дома, в которых, как считалось, жили эти ведьмы!

Каноник Аткинсон узнал от прихожан, что существует ряд противоядий от ведьм, самым простым и наименее дорогим из которых является «ведьмин лес». Ведьмин лес был местным названием рябинового дерева, и, впервые прибыв в этот регион, каноник Аткинсон отметил значительное потребление этой статьи.

Чтобы ведьмин лес был действительно эффективным, его нужно было собирать правильным образом, в нужном месте и в нужное время года. Излишне говорить, что его также нужно было использовать правильно. Пожилая женщина по имени Ханна однажды рассказала одному из местных информаторов каноника Аткинсона, что для защиты фермы от ведьм требовалось несколько кусков ведьминого дерева: один для верхнего порога входной двери, один для верхнего порога конюшни, коровника и т. Д., Один для личного пользования, один для изголовья кровати, один для домашнего места и т. Д.

Куски ведьминого дерева можно было вырезать только в день Святой Елены, желательно домашним ножом, чтобы добиться наилучшего эффекта. Более того, человек, рубящий дерево, должно быть, никогда не видел, не слышал о нем и даже не подозревал о существовании данного дерева. Для старой женщины, Ханны, это означало, что она была вынуждена искать свой ведьмин лес далеко от своего дома. Как только он был срублен с дерева, ведьмин лес пришлось нести домой другой дорогой, чем та, по которой пришел резчик. Однако всегда ли и тщательно соблюдались эти условия всеми жителями деревни или нет, каноник Аткинсон никогда не мог с уверенностью подтвердить.

В файле документов, относящихся к петле рябинового дерева № 1893.18.1, есть фотокопия письма каноника Аткинсона Тайлору, датированного 5 марта 1892 года. В письме говорится:

разочарован тем, что не получил подтверждения ни от одного из моих корреспондентов. То же самое и с ведьминым лесом. На тех, кто, я убежден, мог бы дать информацию, действует злосчастный дух скрытности; дух, который отмечает не один из моих корреспондентов совершенно независимо от моего собственного опыта.

Год спустя Каноник Аткинсон пожертвовал три петли ведьминого дерева (или рябинового дерева) из йоркширских вересковых пустошей музею Питта Риверса, где посетители могут увидеть их сегодня на выставке в Суде.

Ссылки

Аткинсон, Дж. С. 1891. Сорок лет в приходе вересковых пустошей: воспоминания и исследования в Денби в Кливленде. Лондон: Макмиллан. (Второе издание)

Берн, К.С. 1917. Классифицированный каталог материалов бренда (продолжение). Фольклор 28(1): 52-86.

Эттлингер, Э. 1943. Документы о британских суевериях в Оксфорде. Фольклор 54(1): 227-249.

Фрейзер, Дж. Г. 1900. Золотая Ветвь. Лондон: Макмиллан. (Второе издание)

Грегор, У. 1889а. Немного фольклора о деревьях, Животных и Речной рыбалке с Северо-востока Шотландии. Фольклорный журнал 7(1): 42-44.

Грегор, У. 1889b. Ведьма. Фольклорный журнал 7(4): 277-286.

https://england.prm.ox.ac.uk/englishness-loop-of-rowan-tree.html

Ссылка на основную публикацию