Таверет: Нетрадиционная Египетская Богиня

Древнеегипетская богиня Таверет, «Великая», изображается учеными и в Древнем Египте как богиня-защитница матери и ребенка во время беременности и родов. Как и у многих древнеегипетских божеств, у нее повсюду много имен. Некоторые из ее имен были Ипет, Опет, Ререт, Та-урт, Теверет и Туэрис. Она представляет собой композитную фигуру бегемота, крокодила, льва и человека и использует свою грозную природу как апотропейное средство против демонов, которые стремятся уничтожить мать и ребенка во времена их слабости.

Большинство ученых предполагают, что Таверет беременна, что добавляет ей символизма в роли защитницы беременности; однако я нахожу, что фигуры Таверет, которые еще не беременны, изображены с раздутым животом, чтобы представить женскую форму, которая способна быть беременной, то есть быть фертильной. Особенности вздутого живота и груди в форме кулона не являются уникальными для Таверета, но являются общим атрибутом бога Нила, Хапи и фигур плодовитости, найденных в храмах.

Я предлагаю, чтобы при изображении Таверет с похожими атрибутами на фигуры плодородия Египта ее предназначение как богини было более сложным, чем у домашней богини, которая защищает семейную жизнь. Когда Таверет изображена с раздутым животом и подвешенной грудью, я полагаю, что она представляет додинастическую богиню-мать, похожую на Хатхор Мехет-Верет, и из-за ее сходства с Хапи и фигурами плодовитости ее цель не только защитить беременность и роды, но и охранять и представлять плодородие Египта.

Фигура Таверета, на которой я сосредоточусь, — это амулет из коллекции Музея искусств Метрополитен. Коллекция Музея искусств Метрополитен датирует произведение между двадцать шестой и двадцать девятой династиями, что является частью Позднего периода. Они определили, что амулет сделан из фаянса.

Амулет Таверета, как упоминалось ранее, представляет собой композитную фигуру, представляющую собой смесь человека, крокодила, бегемота и льва. Туловище и голова имеют атрибуты гиппопотама, руки и ноги типичны для льва, головной убор, ниспадающий на спину амулета, имеет форму крокодила, как и хвост, а грудь человеческая, как и поза.

Сочетания этих трех жестоких животных древнеегипетской жизни изображают силу и свирепость богини. Те же самые животные создают форму самого страшного древнеегипетского монстра, Аммута. Несмотря на то, что составные животные идентичны, Аммут не хватает человеческого атрибута, который мог бы быть той значимой характеристикой, которая сделала Таверет богиней, а не монстром.

У фигуры левая нога выдвинута вперед, что соответствует традиции скульптуры в древнеегипетском каноне. Фигура либо носит головной убор, либо парик спереди, что характерно для женского головного убора. Руки опускаются на живот богини, что предотвращает появление у статуи каких-либо слабых мест, которых египтяне избегали в большинстве своих скульптур. Структура произведения кажется традиционной в формальном анализе, но из-за его назначения в качестве амулета статуя имеет более глубокое значение.

Амулеты служили определенной цели для живых и мертвых. В случае с амулетом Таверет для живого владельца статуя использовалась бы для защиты от демонов, которые причиняют вред беременным матерям и новорожденным детям. Кроме того, амулет помогал женщинам во время родов и защищал их от чрезвычайно опасных существ, таких как крокодилы и гиппопотамы (Картрайт 195).

Они будут хранить амулеты в своих домах, которые превратят их среду обитания в домашние святыни. Популярными домашними божествами, олицетворяющими плодородие, являются Бес, Хатхор и Таверет, и их размещение в домах было заметным из-за опасности, которую беременность и роды представляли для женщин в Древнем Египте (Робинс 87-90). Умершие использовали амулет в гробнице с целью получения одного привилегированного уведомления от определенного божества и защиты в загробной жизни. «Эти предметы были наделены магической силой, и что там, где речь идет о магии, тайна и неясность смысла только усиливают желаемую оккультную эффективность» (Д.Д. 122). Магия, стоящая за амулетом Таверет, ясна.

Амулет — это апотропейный предмет, который ценится для защиты живых и мертвых, потому что древние египтяне верили, что когда кто-то недавно умер, они были в таком же слабом состоянии, как и при рождении (Робинс 2008). Следовательно, присутствие амулета Таверет в погребении, как указывалось ранее учеными, является действительным, потому что перерождение в следующую жизнь нуждается в защите, которая является атрибутом Таверет; именно поэтому ее иногда видят с иероглифом «са».

Однако эти факты не объясняют причину, по которой ее фигура резко отличается от других богинь плодородия. Другие антропоморфные богини плодородия обычно имеют голову животного/существа и тело традиционной женщины в египетском каноне. Их груди не висят в виде подвесок, как у Таверет, и их животы не раздуты.

Вот почему ученые предполагают, что Таверет — единственная беременная богиня. Однако это не объясняет изменения в стиле, в котором изображены груди. Известно, что в древнеегипетском искусстве было редкостью, когда стиль менялся из-за страха нарушить равновесие Ма»ат. Вот почему я считаю, что стиль, в котором изображен Таверет, следует другому стилю; совершенно отличному от того, как изображены богини.

Таверет является частью традиции плодородия в древнеегипетском искусстве, потому что ее изображение явно похоже на фигуры, олицетворяющие плодородие Египта. Хапи — божество разлива Нила, и он олицетворяет питание и плодородие (Бадж). Хапи — бог мужского пола в древнеегипетской культуре, но он изображен с грудью в форме кулона и вздутым животом, который тесно связан с Таверетом.

Хапи не может забеременеть, потому что он мужчина, но его живот раздут, чтобы изобразить плодовитость; образ того, кто может забеременеть. Грудь предлагает ту же интерпретацию. Его образ также соответствует цифрам плодовитости. Оба набора изображений показывают плодородие Египта, которое отражается в плодородии их тел. Груди и вздутый живот являются символами плодородной природы Египта, а не того, что они беременны или у них есть грудь. Тогда как ученые могут предполагать, что Таверет — беременная богиня?

Похоже, их обоснование основано на том, что Таверет — женское божество и богиня беременности, поэтому она сама должна быть беременна. Если следовать убеждению, что изображение с раздутым животом беременно, то можно сказать, что Эхнатон и Хапи, должно быть, были беременными фигурами. Я считаю, что характерный животик с брюшком и грудь в форме подвески создают новый коллектив фигур, которые представляют плодородие Египта. И все же остается открытым вопрос о том, какое значение имеет Таверет и плодородие Египта.

Богиню-гиппопотама можно рассматривать как рождающую бога-создателя Солнца. В тайных склепах Храма Ипет в Карнаке, как говорили, богиня гиппопотама родила солнечную форму Осириса, который снова воскрес как Амон-Ра. В текстах пирамид возрожденный царь вскармливается сладким молоком Ипи; Ипет (Щепотка 142).

Эта история создания, объединенная Пинчем, может объяснить, почему Таверет, также известная как Ипет, рассматривается как фигура матери, а не домашней богини. Если бы Таверет была одной из богинь первобытных болот, то ее значение для плодородия Египта было бы первостепенным. Она была бы очевидной защитницей беременных женщин и детей, потому что она богиня-мать и в некотором смысле мать Древнего Египта.

Работая с разливом Нила, она защищает Египет от истощения плодородия; она защищает беременность Египта и обеспечивает процветание. Ее роли богини беременности и богини-матери завершают общую функцию божества плодородия. Ее важность подчеркивается, когда Пинч предполагает, что, когда главные богини, такие как Хатхор и Исида, были идентифицированы как «спасительницы невинных», они изменили бы форму, чтобы походить на богиню-бегемота. Несмотря на то, что форма Таверет гротескна по сравнению с традиционным изображением богинь, она, очевидно, представляет собой императивную функцию.

Предположить, что Таверет — типичная богиня, было бы преуменьшением, которое раскрывает суть египетского художественного канона. Она не стройна и не соответствует традиционным стандартам красоты, как другие египетские богини. Она — Аммут Параллель, которая является спасительницей для женщин и детей. Ее раздутый живот не должен быть реалистичным, чтобы предположить, что она беременна, но связать ее с Хапи и показателями плодовитости, чтобы показать зрителям, что она больше, чем домашнее божество.

Ссылки

Бадж, Э.А. Уоллес. Боги египтян. Чикаго: Издательская компания «Открытый суд», 1969.

Картрайт, Гарри У. «Иконография некоторых египетских божеств, иллюстрированная коллекцией в Музее Востока Хаскелла» Американский журнал семитских языков и литературы. 45.3: 179-196.

Д.Д. «Амулеты позднего периода: Примечание о некоторых недавних восхождениях в Египетский департамент». Вестник Музея изобразительных искусств. 28.170: 117-123.

Ущипни, Джеральдина. Путеводитель по Богам, Богиням и традициям Древнего Египта. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2004.

Робинс, Гей. Женщины в Древнем Египте. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1993.

—. Искусство Древнего Египта. Кембридж, Издательство Гарвардского университета, 2008.

http://www.inquiriesjournal.com/articles/556/taweret-an-untraditional-egyptian-goddess

Ссылка на основную публикацию