Скандинавские Обереги И Их Значение

Золото может принимать множество различных значений. В экономических контекстах он может приобретать материальную ценность, в социальных контекстах он может приобретать значение для статуса и положения в иерархической структуре, в религиозных контекстах он может использоваться для выражения почитания божества или божества, в магических контекстах он может восприниматься как материал с присущими ему мощными качествами. Мы можем определить символическую природу золота как средства коммуникации. Это подразумевает, во-первых, общение между людьми в разных ситуациях для разных целей, но также, во-вторых, между людьми и духовным миром.

Темы, которые Хелен Гик предложила для этой статьи, были следующими: доказательства наличия золота и золотых предметов в религиозном и магическом контекстах, что эти доказательства могут означать для нашего взгляда на Стаффордширский клад, какие последствия это может иметь для будущей работы. Вот почему эта статья посвящена идеям, верованиям и восприятию золота, преобладающего материала, найденного в Стаффордширском кладе, а не отдельным предметам и их интерпретациям.

Как мы можем использовать изучение объектов и их материала, чтобы получить представление о современном менталитете? Я хотел бы сделать несколько кратких замечаний о имеющихся у нас доказательствах значимости золота в религиозных и магических отношениях, прежде чем предложить некоторые идеи, почему может быть полезно рассмотреть в исследовании Стаффордширского клада возможность того, что золото в кладе могло иметь — помимо его материальной ценности и социальной значимости — дополнительный слой значения, который связывал золото и клад с религиозными и/или магическими сферами, совершенно независимо от крестов и библейской надписи в кладе с их очевидными религиозными коннотациями. Когда мы обсуждаем экономические, социальные или религиозные функции золота и клада, мы должны осознавать, что это различие является скорее аналитическим приемом, чем отражением исторической реальности, где эти различные функции накладывались друг на друга и были тесно связаны.

Золото издавна ассоциировалось с божественной сферой, как в дохристианской, так и в христианской религии. Блеск золота, его неразрушимая природа, его податливость и относительная редкость сделали его идеальным материалом для воплощения божественных качеств, а также выражения человеческого почитания божественного. Золото воспринималось как подходящий материал для обращения к богам (Элберн 1988). Храмы, святилища и церкви были щедро украшены золотыми или позолоченными статуями и изображениями. Литургическое оборудование было изготовлено из золота (La Niece 2009). Боги германских мифов жили, согласно Völuspa, в зале, покрытом золотом, и играли в золотые настольные игры (P&a;lsson 1996, строфы 60 и 61).

Джейнс в своей книге «Бог и золото в поздней античности» показал непрерывность использования золота и его многочисленные ассоциации с нуминозным, от дохристианского до христианского мира. Золото сохранило свое значение даже в рамках религии, которая поддерживала бедность и отказ от мирских благ (Janes 1998). Литургические сосуды, реликварии, кресты, предметы, необходимые для совершения священных ритуалов, были изготовлены из золота. Существует также давняя традиция обетных подношений, например, в форме табличек, изготовленных из драгоценных металлов, золота или серебра и посвященных божеству; опять же, мы видим преемственность от дохристианских обычаев к христианским. Таким образом, тесную связь золота и божественного, богов, можно наблюдать во многих различных аспектах, даже если точное определение того, как работала эта связь и что она означала, остается трудным.

Религия и магия имеют общую связь с другим миром. Но магия и религия различаются, как определил Дерблом: в религии человек почитает божество, в магии человек использует божество в своих собственных целях (Дерблом, 1966). Таким образом, магические ритуалы предназначены для того, чтобы заставить божество (или духов, или потусторонние силы) действовать по своему желанию, если только предписанные магические ритуалы были выполнены правильно. Различие между религией и магией не всегда четко выражено, поскольку в религиозных ритуалах мы находим много магических компонентов.

Золото играло важную роль в магических ритуалах. Например, это имело значение при изготовлении амулетов. Золотые амулеты воспринимались как защита в первую очередь детей от вреда и проклятий, и особенно от сглаза, согласно Плинию (Естественная история 33, 25; Рэкхем (транс) 1952). Примерами могут служить золотые буллы, которые носили римские мальчики. Золото также было эффективно против различных болезней (Плиний, Естественная история 33, 25; Рэкхем (транс) 1952). На магических папирусах, которые имели дело не только с проклятиями, но и с любовными чарами, часто требовалось, чтобы формула была написана на золотой табличке.

В письменных источниках англосаксонской Англии я не знаю примеров, в которых упоминалось бы золото, используемое в магических практиках, но длительность этих магических практик, их замечательная стабильность в течение длительных периодов времени и сходство их широкого использования позволяют предположить, что в Англии были распространены аналогичные идеи о магической полезности золота. Одна из основных идей, по-видимому, заключается в том, что золото обладает неотъемлемым качеством (которое Селигман (1927) назвал Stoffheiligkeit), которое является мощным. Мы также находим доказательства идеи о том, что мастер вложил свою силу в золотой предмет в процессе его изготовления.

Письменные свидетельства веры в особые качества золота и золотых предметов и их связи с нуминозной сферой весьма разнообразны и иногда косвенны, но могут быть подтверждены наблюдениями за археологическими находками, обстоятельствами их нахождения и украшениями. Золотые предметы, как правило, интерпретируются в археологических исследованиях как обладающие религиозными или магическими свойствами, когда они появляются в определенных обстоятельствах, которые предполагают ту или иную форму ритуальных действий и/или ритуального осаждения. Эти ритуалы могут включать в себя приведение предмета в непригодное состояние или преднамеренное его уничтожение, хранение в недоступных местах, таких как озера или водно-болотные угодья, или захоронение в кладах, которые были составлены из выбранных предметов по образцу, который повторяется в других кладах. Примерами могут служить серии кладов драгоценных металлов в Скандинавии периода миграции, которые различаются по размеру и, в зависимости от размера, появляются с очень специфическими наборами. Вот почему они рассматриваются не как временные укрытия сокровищ, а как жертвенные клады, которые должны были остаться (Hedeager 1999). Часто невозможно однозначно решить, имела ли находка религиозную мотивацию, такую как жертвоприношение или жертвоприношение по обету, или магическое намерение, такое как попытка добиться ответа, благоприятной реакции со стороны духовного мира. Общим для обоих, религиозных или магических, было убеждение в том, что можно установить связь с другим миром с помощью материальных предметов и связанных с ними ритуалов.

Другим аспектом являются изображения или украшения, которыми были украшены золотые предметы, и которые также иногда интерпретировались как мощные средства коммуникации. Изображения или украшения могут быть либо на золотой аппликации, установленной на другом предмете, таком как оружие или сосуд, либо на монетах или подвесках. Здесь сочетание изображения и материала воспринимается как усиление желаемого эффекта, как, например, утверждал Магуайр в своем обсуждении восприятия монет с императорской головой как магических амулетов, которые использовались в Византии (1997). Аналогичным образом, германское искусство животных интерпретировалось как изобразительный язык, который позволял контактировать с другим миром, магический акт, вновь созданный сочетанием изображения и драгоценного материала (Hø илунд Нильсен 1998).

Являются ли эти — вкратце набросанные — наблюдения об использовании золота в религиозных и магических контекстах релевантными для исследования и интерпретации золотых предметов из Стаффордширского клада? Могут ли соображения о том, что золото, как считалось, обладало характеристиками или качествами, которые позволяли общаться за пределами человеческой сферы, способствовать его исследованию?

Можно различать различные фазы жизненного цикла золотых предметов в кладе в том, что было названо «биографиями объектов». Это попытки изучить различные этапы жизни объекта: его изготовление, использование, значения и изменение использования и значений с течением времени. Золотые и золото-гранатовые украшения в кладе возникли, когда они были изготовлены ювелиром и применялись к оружию; за этим этапом последовало различное использование украшенного оружия их владельцами и, в конечном счете, уничтожение оружия или, по крайней мере, удаление фурнитуры и их захоронение в Стаффордшире. (Оставляя в стороне последнюю главу, в настоящем, где они представляют собой археологические фрагменты, которые фотографируются, измеряются, взвешиваются, сравниваются и анализируются как свидетельства прошлого.)

На первом этапе, когда была изготовлена фурнитура, идеи ювелира и/или владельцев украшенного оружия имели значение для их восприятия значения своих украшений. Однако о золотых дел мастерах и ковке золота в англосаксонской Англии известно очень мало; сами золотые предметы являются наиболее важным источником (Хинтон 2005). Богатство новых предметов, полученных в результате этой находки, с ее исследовательскими возможностями, на самом деле может помочь нам лучше понять значение и восприятие золотых предметов и их изготовления.

Оружие с золотой отделкой, возможно, тогда служило показной демонстрацией социального положения или особенно ценным подарком, гарантирующим лояльность лидеру, который, возможно, передал оружие своим последователям. Приспособления, возможно, воспринимались как защитные амулеты, когда оружие использовалось в боях (Ванг Петерсен 2003). Исследования стилей животных и использования животных в англосаксонском искусстве показывают, что применение животных имело смысл, повышая значимость объектов, на которых они были нанесены (Дикинсон 2005). Они служили не только социальными маркерами, но и апотропейными амулетами, что часто наблюдалось в доспехах и оружии. Изображение и материал вместе имели значение для амулетической ценности.

Основываясь на этих интерпретациях, анализ предметов и их изображений в Стаффордширском кладе должен включать вопросы о возможном амулетическом, магическом или апотропейном значении не только изображений и украшений, но и материалов, золота и граната. Если декоративные элементы можно понимать как имеющие особое значение, имело ли значение, что они были сделаны из золота? Детально изучив находки и сравнив новые находки с уже известными предметами, возможно, станет возможным распознать узоры, которые подтверждают или опровергают гипотезу о том, что золото и драгоценные камни в этих украшениях имели какое-либо магическое или религиозное значение. Я не обсуждал гранаты в этом контексте ни магических качеств, присущих материалам, ни их красного цвета. Но и для драгоценных камней мы находим свидетельства их использования в защитных и апотропейных амулетах и в качестве целебных камней не только в археологических контекстах, но и в текстах (Sfameni 2010).

Что бы тогда ни произошло, в какой-то момент оружие было уничтожено, по крайней мере, в той мере, в какой была удалена фурнитура из драгоценных металлов. Уничтожение оружия имело давнюю традицию. Сжигание оружия, бросание его в воду, ломка — все это действия, которые были зафиксированы древними авторами или наблюдались археологически. Например, Ливий сообщил, как римляне сложили оружие своих поверженных врагов в кучу и сожгли его в качестве подношения Вулкану (Римская история 1, 37; Огилви (ред.) 1974). Этот ритуал был истолкован как разрушение сверхъестественной силы, которая существовала в оружии, и могла быть удалена только путем полного уничтожения. В своей «Галльской войне» (6, 17; Эдвардс (транс) 1917) Цезарь описал, как галлы складывали все оружие и другую добычу, которую они получили после победы, в кучу в освященном месте в качестве жертвоприношения Марсу. Аналогичные археологические находки были сделаны в кельтских святилищах. Скопления оружия, доспехов и другого снаряжения были найдены в южных скандинавских болотах — находки, которые закончились в конце 5 века. Они были истолкованы как жертвоприношения (Jø Ргенсен и Ванг Петерсен 2003). Однако может быть и гораздо более прозаическое объяснение Стаффордширского клада: золото и украшения из золота и граната, украшавшие оружие, могли быть изъяты из-за их материальной ценности с намерением переработать их. В этом случае ни какое-либо амулетическое значение, ни исключительное художественное качество некоторых золотых предметов не были бы высоко оценены, но наличие золота было бы более важным.

Наконец, фитинги были помещены на поле в Стаффордшире. Этот клад не имеет близких аналогов ни в Великобритании, ни в современной Европе, и это наблюдение затрудняет любую интерпретацию. Отсутствие каких-либо сопоставимых находок сокровищ в Британии говорит о том, что жертвоприношение предметов из драгоценных металлов не было типичной англосаксонской практикой. Многочисленные клады в Скандинавии 5-го и 6-го веков, которые интерпретируются как ритуальные захоронения, также содержали только предметы из драгоценных металлов, такие как Стаффордширский клад, но это были разные типы предметов: в основном монеты, слитки, подвески и женские украшения, а иногда и крепления для ножен (Hedeager 1992). Вот почему, в конечном счете, Стаффордширский клад, по-видимому, с большей вероятностью был временным охранным депозитом его владельца, который, возможно, был королем или ювелиром; королевский ювелир, как мы знаем из Жизни св. Элигий (Круш (ред.) 1902), мог бы сам владеть золотом.

Тем не менее, по мере того, как начинается исследование Стаффордширского клада, я бы сказал, что возможность того, что мы имеем дело с предметами, которые, возможно, воспринимались как имеющие магические атрибуты или использовались с религиозными коннотациями, должна быть частью первоначальной гипотезы. Это не означает, что оружие с украшенными креплениями также не служило символами статуса и не имело большой материальной ценности (со всеми политическими последствиями, которые имел доступ к богатству для лидера), но что золотые предметы и клад также могли иметь религиозные или магические коннотации, которые могли пролить свет на ритуалы войны и правления.

Для более подробного анализа любых возможных религиозных или магических значений золота в кладе необходимо обсудить ряд других вопросов, включая дату изготовления предметов и дату клада (чтобы поместить их в хронологический контекст), анализ содержимого клада, подробное обсуждение декоративных элементов в сравнении с другими находками и изучение клада как одного или нескольких депозитов. Задача, на мой взгляд, заключается в том, чтобы найти методы, позволяющие установить, как люди, которые так или иначе имели дело с этим оружием, украшенным золотой фурнитурой, воспринимали его — ювелиры, которые их изготовили, воины, которые сражались с ними, победители (?), которые, возможно, сняли фурнитуру и похоронили их. Приписывали ли они им какое-либо магическое или религиозное значение, и если да, то как они понимали эту силу? Понимали ли они это одинаково на разных этапах жизненного цикла оружия? Каким бы ни был результат этого исследования, оно должно дать нам дальнейшее представление о мировоззрении англосаксонского народа и их представлениях о сокровищах, войне и оружии.

http://finds.org.uk/staffshoardsymposium/papers/charlottebehr

Ссылка на основную публикацию