Римский амулет для защиты при родах

Блог «восприятие беременности», как и сеть исследователей, нацелен на то, чтобы выйти за пределы границ и границ и облегчить международный и междисциплинарный разговор о беременности и связанных с ней телесных и эмоциональных переживаниях с самых ранних времен до наших дней. На этой неделе Адам Паркер обсуждает римскую филактерию, созданную матерью для своей беременной дочери в качестве защиты во время родов.

Обнаруженный металлодетектором в 2007 году в Южном Оксфордшире, Великобритания (PAS: BERK-0B6771) этот небольшой золотой лист с надписью представляет собой действительно интересное представление о материальных стратегиях личной защиты в Римской Британии. Перевод текста, написанного на листе, показывает, что это филактерия (защитный, магический амулет), созданный леди по имени Теренция, чтобы защитить свою дочь Фабию во время родов (Tomlin 2008).

Прямоугольный лист крошечный. Он имеет размеры 63,1 х 28,3 мм и весит 1,41 г. Весь текст написан на одной стороне и состоит из шестнадцати строк греческого письма. Хотя это римский период, и мы могли бы ожидать, что он будет латинским, есть много греческих текстов из Британии – это может предполагать, что Фабия провела время в другом месте в Римской Империи

Золотая пластинка из Южного Оксфордшира (C)портативная схема древностей]

«Сделайте своими святыми именами, чтобы Фабия, которую родила Теренция, мать ее, будучи в полном здравии, овладела нерожденным ребенком и произвела его на свет; имя Господа и Великого Бога будет вечным».

Упомянутый здесь «Господь и Великий Бог» встречается в ряде других магических текстов и не относится к иудео-христианскому Богу. Во всяком случае, функция амулета предельно ясна – он был предназначен для защиты Фабии в опасное время родов. Включение имени матери может предполагать, что она сама заказала амулет, но это может быть просто матроним, чтобы лучше идентифицировать Фабию.

Морщины на листе показывают, что он был свернут, запечатывая текст изнутри, и, возможно, был предназначен для ношения в «футляре амулета» (полой трубке, которую носили как кулон, часто из золота или других драгоценных металлов (см. Предполагается, что Фабия была предполагаемым носителем надписи и что она должна была сделать это во время или во время, предшествующее рождению. В самом коротком конце потенциального жизненного цикла этого предмета его можно носить во время родов, длящихся всего несколько часов; в самом длинном-в течение нескольких дней или месяцев во время беременности. Успешное рождение ребенка сделало бы цель заклинания выполненной.

Датируясь 250-350 годами нашей эры (судя по почерку), это единственный пример амулета, предназначенного для этой специфической функции из римского периода. Его создание должно было произойти до родов – текст смотрит в будущее – и поэтому мы можем предположить, что Фабия считалась особенно опасной из-за своей беременности. Возможно, у нее были проблемы с предыдущими родами? Или это был первый ребенок и оказывалась дополнительная поддержка? Или у ее матери были трудные времена? Возможно, мать или акушерка заметили потенциальную проблему с родами? Или Фабия каким-то образом заболела? Точная причина утеряна для нас, но функция этого объекта ясна-обеспечить сверхъестественную защиту одному человеку в явно опасный момент его жизни. Это прекрасное окно в функции этих объектов в Римской Британии.

Стоит отметить, что конечный результат надписанного листа золота может быть просто продуктом гораздо более крупного и сложного магического ритуала. В качестве примера можно привести заклинание «меч Дарданоса» из греческих магических папирусов (PGM IV. 1716-1870, см. Betz 1992), описывающее создание подобного заклинания, но требующее ряда других ритуальных элементов, включая: создание надписанного драгоценного камня и помещение его под язык; произнесенную молитву; всесожжение; и несколько дней ритуальной работы. Он даже потребовал, чтобы золотой амулет был накормлен, а затем извлечен из желудка куропатки (PGM IV.1825-30).

Принимая это во внимание, Фабия и/или Теренция, возможно, должны были организовать огромную сумму заранее до родов, чтобы обеспечить здоровье матери и ребенка. К сожалению, мы никогда не узнаем, сработало ли это.

Адам Паркер-кандидат классических наук в Открытом университете, изучающий археологию магии в Римской Британии. Он является соредактором (вместе со Стюартом Маккаем) книги «материальные подходы к Римской магии: оккультные объекты и сверхъестественные субстанции» (TRAC Themes in Roman Archaeology 2).

Библиография

Betz, H. D. (ed) 1992. Греческие магические папирусы в переводе (включая Демотические заклинания). 2-е издание. Чикаго и Лондон, издательство Чикагского университета.

Котанский, Р. 1994. Греческие магические амулеты: надписанные золотые, серебряные, медные и бронзовые пластинки. Часть I: опубликованные тексты известного происхождения (Papyrologica Coloniensia XXII / 1). Opladen, Westdeutsche Verlag

Томлин, Р. С. О. 2008. «Специальная доставка: греко-римский Золотой амулет для здоровых родов», Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik, 167. 219-224.

Wilburn, A. T. 2012. Materia Magica: Археология магии в Римском Египте, на Кипре и в Испании. Энн-Арбор, издательство Мичиганского университета.

https://perceptionsofpregnancy.com/2018/04/02/a-roman-amulet-for-protection-in-childbirth/

Ссылка на основную публикацию