Расшифровка центральноевропейского чумного амулета

Содержание

  • Цифровые Разработки
  • В библиотеке
  • Мероприятия и визиты
  • 14/10/2016

    От древнего мира до наших дней люди обращались к могущественным словам, символам и образам как к магическим щитам против невезения, злых духов, изнурительных болезней и внезапной смерти. В средневековой и ранней современной Европе текстуальные амулеты на пергаменте и бумаге часто вставлялись в мешочки или подвесные капсулы, которые можно было носить на шее и над сердцем или же привязывать к пораженной части тела для целенаправленного исцеления. Другие были вывешены на внутренних и внешних стенах, чтобы отогнать зло, точно так же, как апотропейные надписи были выведены на дверях и перемычках зданий для благословения и защиты.

    Черная смерть дала толчок ручному производству чумных амулетов, предлагающих божественную защиту и сверхъестественное исцеление. В 15 веке технологические инновации блочной печати и типографской печати помогли удовлетворить растущий спрос. Недорогие и расходные печатные амулеты выпускались партиями на бумаге для продажи и распространения духовенством или странствующими торговцами.

    «Pestblätter», или чумные листы, распространились по немецкоязычным землям в течение следующих столетий, интегрируя популярные религиозные образы с латинским или народным текстом. Акцент обычно делался на двух чумных святых: Себастьяне (ум. 290 г. н. э.), который, согласно легенде, вставил свое тело, чтобы защитить древний Рим от града чумных стрел; и Рохе (1295-1327), изображенном как пилигрим, победивший болезнь, и часто показываемом поднимающим свою тунику, чтобы показать чумную язву на одном из его бедер.

    Печатный амулет с изображением чумного креста со святыми Себастьяном, Святым Рохом и святым Иоанном Непомукским. Отпечатано на небольшом листе бумаги размером 8,2 х 5,4 см и раскрашено вручную красной и желтой охрой, зеленой и лиловой гуашью. Иконографический номер 11165i. Wellcome Images V0033364.

    Производители амулетов опирались на стандартные тексты и изображения, но со временем включали новые элементы, как мы можем видеть в фондах библиотеки Уэллкома чумных амулетов 16-го века и позже. Они сочетают традиционную христианскую иконографию священных фигур, таких как Христос и Дева Мария, со святыми, связанными с защитой от чумы, переменными последовательностями крестов и мажускулярных букв (называемых «characteres» по-латыни или «Buchstabenreihe» по-немецки) и другими текстовыми и визуальными элементами. В центре нашего внимания здесь находится амулет 17-го века, изображенный выше.

    Амулет, по-видимому, не был сложен для вставки в мешочек, надетый на тело. Скорее всего, он был бы вывешен на двери или стене, чтобы защитить дом и семью. Взгляд притягивает стоящий патриархальный крест с двумя перекладинами, исписанный христианскими символами и «символами». По бокам креста на Голгофе стоят чумные святые Себастьян (слева) и Рох (справа).

    У подножия Патриаршего Креста стоит святой человек в полулежачей позе, похожей на ту, что изображена на другом чумном амулете (изображенном ниже) в библиотеке Уэллкома. Он был идентифицирован как святой Иоанн Непомукский (1345-93), генеральный викарий Праги, который был замучен, когда Вацлав IV Богемский пытал его и бросил с Карлова моста на водяную смерть за отказ разглашать исповедальные тайны королевы. В правой руке святой человек держит распятие, один из обычных атрибутов этого святого. Но ему недостает других качеств. Его нимб похож на нимб двух чумных святых, а не на нимб из пяти звезд, и он не носит биретту (квадратную шапочку) и не несет пальмового листа. Перед ним открытая книга (лежащая лицом вниз), возможно, изображающая его исповедальное руководство, а справа-череп Адама. Несмотря на недостающие атрибуты, святой человек действительно почти наверняка святой Иоанн Непомукский, который первоначально почитался как местный святой-покровитель мостов, хорошей исповеди и защиты от наводнений. Но к середине 17 века Церковь стала пропагандировать его заступничество за чудесную защиту и исцеление.

    Печатный амулет с изображением чумного Креста, окруженного святыми Себастьяном, Святым Рохом и святым Иоанном Непомукским; вверху-явление Троицы. Цветная гравюра. Иконографический номер 11164i. Wellcome Images V0033363.

    Иезуитский историк и агиограф Богуслав Бальбин (1621-88) в своем «житии святого» (1670) особо выделил чудеса Святого Иоанна Непомуцкого. Бальбин почитал его как чудотворца против чумы, войны, голода и других посягательств на тело и душу. Многие чудеса были связаны с его гробницей в Пражском Соборе Святого Вита. Гробница была восстановлена в 1679 году, когда чума опустошила Вену, а затем распространилась по Центральной Европе в Прагу и другие места.

    Амулет с гравюрой на дереве библиотеки Уэллкома может относиться к этому разрушительному времени или вскоре после него. Статус святого Иоанна Непомуцкого как одного из главных чумных святых, наряду со Святым Себастьяном и Святым Рохом, продолжал расти в течение десятилетий, предшествовавших его беатификации (1721) и канонизации (1729). Он был включен в чумные колонны и другие религиозные памятники в Центральной Европе, и даже стал почитаться в Испании и Новом Свете.

    Текст и символы в амулете чумы усиливали обещание святого заступничества против чумы. Вверху Патриаршего Креста-Триумфальная надпись (ИНРИ), а внизу-Священное сердце, пронзенное тремя гвоздями распятия, популярного в 17 веке как символ божественной любви Христа к верующим христианам. Между Триумфальной надписью и Святым сердцем находятся «символы», перемежающиеся латинскими крестами и выполненные в крестообразной форме:

    ♰ З ♰ Д и А я: я с ♰ Б Я З ♰ С А Б ♰ З М Р А ♰ ч г Ф ♰ Б Р Ф средневековых литургических формул могут быть сокращены, давая только начальные буквы каждого слова. Например, П. С. И. С. С. С. мог стоять на Патера Санктуса, Иесус Святой Дух, Спиритус Санктус’. Эта простая схема использовалась в текстовых амулетах с 13-го века, хотя «символы» могли также включать тайные символы и магические письмена без словесных эквивалентов. К сожалению, без дословного объяснения смысл этих надписей может быть трудно понять.

    Тем не менее, в то время, когда этот амулет чумы был в употреблении, священнослужители распознали бы «характеры» как стенографию благословения святого Захарии, несмотря на типографскую ошибку в верхней перекладине (♰ D I A I: следовало бы читать ♰ D I A ♰). Бернхард Санниг (1638-1704), францисканский богослов, активно работавший в Праге, объяснил текст как средство против чумы в своем «Rituale ecclesiasticum» (1698), а Геласий де Цилия (1654-1721), Августинский каноник из Регенсбурга, дал почти дословную версию в «Locupletissimus Thesaurus» (1709). Оба распространяли легенду о том, что святой Захария (ум. 116 г. н. э.), епископ Иерусалимский, собрал этот набор молитв против чумы, которые позже были записаны на пергаменте как «характеры», сохранившиеся в испанском монастыре (Fraytes или Frailes) и рекомендованные в 1546 году на Тридентском соборе за их эффективность.

    Геласий де Цилия отметил, что текст был начертан на религиозных медальонах и металлических крестах. Вещественные доказательства существования таких предметов сохранились в чумных крестах, изготовленных примерно в 1650-1760 годах из бронзы или других металлов, на которых было начертано благословение Святого Захарии. Некоторые из них, такие как крест, показанный ниже, имеют благословение Святого Бенедикта в «характерах» на оборотной стороне.

    Металлический чумной крест с благословением Святого Захария на одной стороне и благословением Святого Бенедикта на другой. Wellcome Images M0016846.

    Латинские кресты в благословении Святого Захарии не служили ни знаками препинания, ни подсказками просителям перекреститься, как это встречается во многих текстовых амулетах. Вместо этого они означали особые призывы божественной защиты от чумы, каждый из которых начинался со слова «crux» (крест). Христианская нумерология семи крестов также повысила эффективность. Каждое крупное письмо представляло собой фрагмент амулетического текста или Священного Писания, в основном прося Бога отогнать чуму и защитить от нее просителя и других верующих христиан. Например, ‘Д’ стоял ‘Деус, Деус Меус expelle pestem меня, и Локо исто Эт Либера меня (Боже, Боже езды от чумы от меня, и от этого места, и освободить меня).

    Большинство пользователей амулетов без колебаний использовали бы чумные амулеты и кресты, даже если бы не знали, что означает каждая буква мажускулы. Во всяком случае, тайна «характеров» служила для усиления воспринимаемой магической эффективности амулетов. Христиане использовали чумные амулеты в надежде получить божественную защиту от страшной болезни, бактериальное происхождение и лечение которой не будут известны в течение столетий.

    Дальнейшее чтение:

    А. А. Барб ‘ » святой Захария пророк и мученик: история в чарах и заклинаниях’, журнал институтов Варбурга и Курто, 11 (1948), 35-67.

    Эллен Эттлингер ‘ «хильдбургская коллекция австрийских и баварских амулетов в историко-медицинском музее Уэллкома», фольклор, 76 (1965), 104-17 (особенно стр.

    Автор

    Дон К. Скемер-Хранитель рукописей отдела редких книг и специальных коллекций библиотеки Принстонского университета. Он защитил докторскую диссертацию по средневековой истории в Университете Брауна, и его научные интересы-история средневековой книги, изучение рукописей и магия. Он является автором книги «связующие слова: текстовые амулеты в Средние века» (2006) и главным автором рукописей средневековья и Возрождения в библиотеке Принстонского университета (2 тома, 2013). У него также много статей в научных журналах.

    http://blog.wellcomelibrary.org/2016/10/deciphering-a-central-european-plague-amulet/

    Ссылка на основную публикацию