Камэот: амулеты для новорожденных

Сефардские амулеты (Каме-от) из коллекции Рабби Соломона Маймона.

Резюме:

Во всем сефардском мире многие из самых важных событий жизни сопровождались многочисленными народными обычаями. Слишком часто ученые и лидеры еврейских общин порочат народные обычаи, пытаясь дистанцироваться от «суеверий».» Но при внимательном рассмотрении эти практики, составлявшие неотъемлемую часть сефардского мира, дают понимание индивидуальных и коллективных проблем, а также различных методов, разработанных евреями для их решения и успокоения своих тревог.

Почему народные обычаи были распространены во время беременности?

В то время как Сефарадимы, безусловно, праздновали новую жизнь, Распространенность народных практик во время беременности и родов говорит о том, что они все еще опасались даньядоров или шедим — злых духов или демонов. В вере в злых духов не было ничего необычного: еврейские общины по всему миру, как ашкеназы, так и Сефарады, и многие другие общины — христиане, мусульмане и другие — приняли обширный и сложный мир народных практик для защиты от «сглаза».

Сефарадим защищался от сглаза многими способами

У разных общин были свои способы держать злых духов на расстоянии-как во время беременности, так и после рождения ребенка. Плевок на ребенка или рядом с ним, сопровождаемый коротким выражением «таким как» Пу-Пу!», является, пожалуй, самым универсальным в разных культурах. В Салониках, например, будущие матери часто полагались на пожилых женщин, которые были искусны в смешивании зелий и чтении заклинаний, чтобы сохранить их в безопасности во время беременности. Точно так же в Галлиполи-городе на восточном полуострове Турции-веточку Руты клали рядом с головой беременной женщины, чтобы защитить ее от сглаза. 2

Каме-от: защитные амулеты

Одной из самых распространенных техник, используемых для сдерживания демонов, было использование Каме-от, или амулетов. Если праздничные кантики как устная практика были уделом женщин, то Каме-от, часть письменной культуры, были уделом мужчин.

Во всем Османском мире раввины занимались различными практиками, связанными с Каме-от. В одной традиции писцы выписывали шадаим — два бумажных Каме’ота с именами ангелов и демона Лилит, который, как считалось, был печально известен тем, что причинял вред новорожденным. Мать прижимала одного из шадаимов к себе, а другого-к своему ребенку, чтобы защитить себя от Лилит. Так как у Лилит якобы были крылья, много раз каме’от также будет иметь форму крыльев. 3

Каме-от в Старом Свете

Семья НААР Каме из Салоники, предназначенная для ношения на шее. Нажмите, чтобы увеличить изображение.

В Салониках и других городах Османской империи писцы часто сочиняли Каме-от со сложными мистическими формулами, которые вызывали имена ангелов, призванных защищать новорожденного. Написанные на длинных прямоугольных кусках пергамента или ткани, а затем сложенные в небольшой треугольный пакет, напоминающий пикантное сефардское печенье, известное как fila, Каме сопровождали новорожденного, куда бы он ни пошел, в том числе и во взрослую жизнь. Каме иногда зашивали, привязывали к шнурку и носили на шее или прятали в бумажник.

В своих увлекательных мемуарах один из великих Ладинских журналистов и романистов двадцатого века, Элия Кармона из Стамбула, приписывал свой профессиональный успех и славу Каме, которую он носил с собой с самого рождения. Он верил, что амулет поможет ему преодолеть все препятствия, которые бросала ему жизнь.

Каме рабби Вениамина Наара. Нажмите, чтобы увеличить изображение.

Каме-от в Новом Свете

Многие Каме-Оты из цифровой коллекции сефардских исследований были сохранены Авраамом Маймоном, который приехал из Текирдага (город недалеко от Стамбула) в Сиэтл в 1924 году, чтобы служить раввином. Он сохранил несколько Каме-от в различных рукописях, но остается неясным, сам ли он их сочинил.

Если Рабби Маймон действительно сочинил эти амулеты, то, по-видимому, он в конце концов пренебрег вредными духами старого света, когда иммигрировал в Соединенные Штаты: его сын Бенсион вспоминает, как рабби Маймон сказал: «что касается Сиэтла, мы не должны беспокоиться, потому что эти не пересекали Атлантический океан». 4

Другие сефарадимы, иммигрировавшие в Соединенные Штаты, не слишком охотно отвергали возможность того, что демоны следовали за ними в их новые дома. Прадед профессора Девина Наара, Рабби Бенджамин НААР, практикующий каббалу, сочинял Каме-от в Салониканской манере, описанной выше, как в своем родном городе, так и после того, как он эмигрировал в Соединенные Штаты со своей семьей в 1924 году.

В отличие от рабби Маймона и общины Сиэтла, для Рабби Наара и его общин в Нью-Йорке и Нью-Джерси практика сочинения Каме-от продолжалась еще одно поколение-даже в первые годы после Второй мировой войны. Некоторые из потомков Рабби Наара и другие члены общины до сих пор владеют своими камэотами.

С этой точки зрения может показаться, что демоны действительно пересекли Атлантический океан, но, возможно, им не удалось добраться на поезде до северо — запада Тихого океана.

Зачем нам изучать народные практики?

Даже сегодня некоторые обычаи и традиции, которые когда-то считались «суеверными», остаются нелегитимными и недостаточно изученными как среди ученых, так и даже внутри еврейских общин. Хотя классические текстовые источники в иудаизме, такие как Библия, Талмуд, постановления раввинов и даже каабала, были удостоены строгого академического внимания и с удовольствием обсуждаются в еврейских кругах, они не являются единственными источниками для множества обычаев, практикуемых Сефарадами. Народные практики, которые иногда расходятся с классической раввинской мыслью, черпая влияние из христианской Испании и мусульманской Османской империи — будь то политические, художественные или психологические — все это фигурирует в гобелене сефардских обычаев. И во многих случаях эти народные практики дают ценное социологическое представление о сообществах, в которых они практиковались, и должны изучаться и обсуждаться так же открыто, как обычаи, происходящие из более «типичных» текстовых источников.

Народные обычаи проливают свет на Сефардское мировоззрение

Особенно в отсутствие современной медицины беременность была опасной и часто гораздо более изнурительной, чем сегодня. Даже в начале двадцатого века в некоторых городах со значительным населением в Османской империи не было электричества. Возможно, на этом фоне даньядоры можно рассматривать как проявление страхов, которые сопровождали повседневную жизнь в мире без современных технологий, которыми мы наслаждаемся сегодня-особенно во время беременности, когда болезни и болезни могут иметь катастрофические последствия. То, что сообщества решили признать хрупкую природу этого события жизненного цикла с тщательно написанным, носимым Каме-Тотом, может проиллюстрировать определенную ценность, придаваемую новой жизни, и желание защитить ее любой ценой.

Список литературы:

1. Молхо, Майкл. Альфред А. Зара, пер., Роберт Бедфорд, изд. Традиции и обычаи сефардских евреев Салоники. Нью-Йорк: Фонд содействия развитию сефардских исследований и культуры, 1994. ПГ. 47.

2. Леви, Айзек Джек, Розмари Цумвальт. Ритуальные медицинские знания сефардских женщин: подслащивание духов, исцеление больных. Чикаго: Университет штата Иллинойс пресс, 2001. ПГ. 97.

3. Гагин, Шем Тов. Кетер Шем Тов. Рамсгейт, Англия, 1934. Репринт, Иерусалим: Израиль, 1998. Раздел 34: 766.

4. Маймон, Бенсион. Альберт С. Маймон и Юджин Норман, ред. Красота сефардской жизни: научные, юмористические и личные размышления. Сиэтл: MaimonIdeas Издание, 1993. ПГ. 188.

http://jewishstudies.washington.edu/omeka/exhibits/show/sephardic-life-cycles/birth-folk-practices

Ссылка на основную публикацию