Феи, колдовство и целебные чары: как вплетены народная медицина и сверхъестественное

Задолго до появления клинической фармации, да и вообще современного здравоохранения, народная медицина была связана с суевериями и верой в сверхъестественные силы

Книга доступна в издательстве Pharmaceutical Press

Изучение народной медицины имеет долгую историю, которая отражается на более широком развитии здравоохранения в европейском обществе.

За последние 500 лет и более медицина определялась в основном тем, кто ее практиковал, а не ее теоретической основой или эффективностью.

Можно утверждать, что многое из того, что известно об истории «неофициальной» медицины, проистекает из судебных преследований по законам, призванным ограничить предоставление медицинских услуг, и из попыток Европейского медицинского истеблишмента утвердить монополию на здравоохранение.

Имейте в виду, что задним числом мы знаем, что методы лечения, предоставляемые профессиональной медициной, до прошлого века часто были немногим лучше, чем те, которые предлагали многие нелицензированные целители. В девятнадцатом веке подъем фольклорного движения умерил образованное осуждение с более отстраненным любопытством к воспринимаемым «реликвиям» медицинского «невежества» прошлого.

До 1980-х годов историки были в основном заняты картированием «прогресса» биомедицины и институционального здравоохранения и редко задумывались о природе и продолжении других традиций исцеления.

Но теперь, когда некоторые из последних связей с этой альтернативной историей медицинского опыта исчезают, целый ряд относительно новых дисциплин, а именно медицинская антропология, этноботаника, фитотерапия и этнофармакология, дали толчок для нового взгляда на природу и ценность старых медицинских традиций Европы.

Сверхъестественные силы

На протяжении большей части записанной истории народная медицина делилась теориями и практиками с «официальной» медициной средневекового духовенства и лицензированных врачей.

Однако с точки зрения этиологии народной болезни, возможно, больше внимания уделялось влиянию сверхъестественных сил. Это, безусловно, стало одним из самых явных различий между двумя традициями к восемнадцатому веку, когда на большей части Европы интеллектуальное обоснование существования колдовства было подорвано.

Как видно из судебных протоколов конца XV-середины XVIII веков, а также фольклорных источников и судебных дел в современную эпоху, диагностика и лечение колдовства были важным элементом народного понимания и опыта медицины.

Ведьм обвиняли в самых разных болезнях и несчастных случаях-от перелома ног до заражения блохами. Такие заболевания, как рак, туберкулез, малярия и эпилепсия, которые либо развивались медленно, либо были рецидивирующими и не имели явных внешних симптомов, особенно часто вызывали подозрение в колдовстве.

По всей Европе болезни и инвалидность также приписывались различным типам сверхъестественных существ. В Ирландии, например, феи оставались важным элементом популярной этиологии вплоть до XIX века.

Здесь, так же как и в Шотландии, Уэльсе и других местах, болезненно сморщенные младенцы с такими признаками, как морщинистая кожа, замедленный рост и большие головы, которые могут быть идентифицированы с различными врожденными нарушениями, считались некоторыми детьми фей — заменителями человеческих младенцев, похищенных феями. Подобные верования существовали и в Норвегии, где уродства, вызванные детским рахитом, обычно приписывались халдрефолкам (скрытым людям).

Многие другие народные этиологии были основаны на неверных, но тем не менее разумных наблюдениях и выводах о естественных ассоциациях. Они часто все еще требовали волшебного средства. Например, на Сицилии в 1980-х годах все еще существовала целебная традиция, основанная на представлении о том, что испуг или шок могут вывести кишечных червей из их обычного «нормального» положения в кишечнике детей, что приведет к их распространению и последующему заболеванию. Травяные целители или чьярмаверми лечили это состояние, используя смесь природных средств и заклинаний.

В Лукании, на юге Италии, некоторые до сих пор считают, что мастит может быть вызван тем, что ребенок высасывает волос из головы матери и случайно вталкивает его в грудь через сосок. Одна из причин сохранения веры заключается в том, что народная медицина не только дает, как кажется, ясное причинное объяснение болезни, но и специальное средство, которое включает в себя помещение щетки для волос в бюстгальтер женщины, в то время как целитель произносит следующее заклинание:

Доктрина подписей

Для людей, которые мало или совсем ничего не знали о химических структурах растений и их соединений, ключ к лечению как естественных, так и сверхъестественных болезней лежал в различных правилах, которые помогали понять скрытые или оккультные свойства растений и животных вокруг них.

Учение о сигнатурах-представление о том, что внешний вид растения указывает на его целебные свойства, — было одним из прочных наследий древнегреческой медицины.

Благодаря трудам римских врачей Диоскорида (40-90 гг. н. э.) и Галена (129-216 гг. н. э.) она стала неотъемлемой частью «официальной» медицины на средневековом Западе, получила широкое распространение в ранний современный период, несмотря на растущую критику, и продолжается сегодня в некоторых альтернативных и народных медицинских традициях.

Учение о сигнатурах является одним из аспектов более общего древнего представления о законах симпатии в естественном мире и между естественным и сверхъестественным царствами. Скрытые символические и физические ассоциации существуют между людьми и другими живыми существами, духами и неживыми субстанциями, а это значит, что действия, воздействующие на одно, влияют и на другое. Классический пример-шерсть собаки, когда считалось, что бешенство можно вылечить, положив шерсть собаки-обидчика на рану от укуса.

Есть много других примеров в Европейской народной медицине, таких как лечение врожденной грыжи путем расщепления ствола дерева, обычно дуба или ясеня, пропускания через него пораженного младенца и перевязки дерева снова. Как заживет дерево, так заживет и разорванная мышца в паху ребенка.

Хотя этот процесс был примерно одинаковым по всей Европе, фольклористы девятнадцатого и двадцатого веков записали целый ряд связанных с ним ритуалов. В Португалии обряд должен был совершаться в полночь в канун Дня Святого Иоанна тремя мужчинами по имени Иоанн, в то время как три женщины по имени Мария пряли нить и читали заклинание. В Сомерсете, Англия, девственница должна была пропустить ребенка через дерево.

Симпатическая магия обычно использовалась для лечения колдовства — так, взятие сердца мертвой заколдованной коровы, прокалывание его булавками и шипами, а затем обжигание вызывало у ведьмы мучительные сердечные боли и заставляло ее или его воздерживаться от дальнейших злонамеренных действий. Взятие мочи заколдованного пациента, помещение ее в сосуд вместе с какими-то острыми предметами и кипячение ее точно так же повлияло бы на ведьму.

До развития и принятия теории о микробах в XIX веке народная медицина и ортодоксальная медицина снова разделяли сходные или одинаковые представления о заразе и о том, как с ней бороться. Одно существенное различие между ними, однако, касалось народного медицинского представления о том, что некоторые болезни не могут быть уничтожены, и поэтому исцеление может быть достигнуто только путем ритуальной передачи болезни кому-то или чему-то другому. Несколько примеров можно найти в архивах, касающихся целителей, преследуемых по шотландскому закону против колдовства.

С исторической точки зрения некоторые медицинские концепции, такие как доктрина сигнатур, стали определяться как «народные» или «популярные», как только они были отброшены ортодоксальной медициной. Наиболее очевидный пример этого касается гуморальной теории. Древнегреческие врачи считали, что здоровье определяется балансом четырех веществ-или гуморов, а именно желтой желчи, черной желчи, крови и мокроты. Болезни были вызваны их дисбалансом, который приводил к чрезмерному нагреву/холоду, влажности/сухости в теле.

Лечение требовало приема пищи, жидкостей или трав, которые имели горячие/холодные, влажные / сухие свойства, которые противодействовали выявленному дисбалансу, или таких методов, как кровотечение, которые уменьшали гуморальные эксцессы. В европейской массовой культуре люди не обязательно концептуализировали здоровье в гуморальных терминах,но их практика и этиология основывались на теории в той же мере, что и узаконенная медицина. Однако, как только европейское медицинское сообщество отвергло его к концу XVIII века, его продолжающееся влияние стало маркером научной отсталости.

Тем не менее, мы не должны называть народную медицину просто обломком устаревших медицинских идей. В своем бесчисленном множестве проявлений она имела свою собственную самобытность в местном, региональном и национальном контекстах.

Образец цитирования: клинический фармацевт, Том 2, p184 / URI: 11010086

https://www.pharmaceutical-journal.com/opinion/comment/fairies-witchcraft-and-healing-charms-how-folk-medicine-and-the-supernatural-entwined/11010086.fullarticle?firstPass=false

Ссылка на основную публикацию