Символ Потерянной Родины: Коллекция Амулетов Палестинского Доктора

Палестинский доктор Тауфик Ханаан задокументировал личные рассказы, стоящие за каждым амулетом в его коллекции, 220 из которых он передал в коллекцию Генри Уэллкома. Одно скромное ожерелье, которое привлекло внимание Ясмин Абдель Маджид, когда она работала в Wellcome Collection, позволило ей раскрыть его многослойную историю.

Слова Ясмин Абдель Маджид | иллюстрация Жаклин Рим Саллум 1 декабря 2020

В свою первую неделю работы помощником по работе с посетителями в Wellcome Collection я заметила ожерелье из голубых стеклянных бусин от сглаза. Он не был особенно большим или ярким, но на нем была надпись «Хеврон, Палестина». Крошечная деталь, которую следует принимать как должное – то, что палестинский город Хеврон должен быть правильно классифицирован, – показалась мне самым теплым приемом.

Мы, палестинцы, привыкли ожидать цензуры слова «Палестина». Подобные амулеты в других музеях были помечены как «Хеврон, в то время расположенный в Палестине» или «Вифлеем, Израиль». Вифлеем и Хеврон сегодня все еще являются частью той части исторической Палестины, которую международное сообщество считает палестинской территорией, но палестинцы привыкли к стиранию своей страны повсюду — от карт до музейных этикеток.

Палестина отнюдь не уникальна: переименование мест как средство установления законности является обычной колониальной тактикой. В 1948 году Израиль был основан на палестинской земле, и с тех пор Израиль аннексировал еще больше земель и расширился, заняв почти всю историческую Палестину. Я был так счастлив увидеть слово «Палестина» в этом стеклянном футляре.

Тщательно продуманная коллекция

Стекло производилось в Хевроне более 2000 лет, процветая до конца 20-го века, когда израильские ограничения на палестинскую экономику привели к тому, что отрасль испытывала трудности. Символ сглаза на ожерелье еще древнее: датируется 3300 годом до нашей эры. Термин «сглаз» относится как к проклятию, так и к исцелению. Взгляд или выражение восхищения или зависти способны причинить несчастье получателю. Амулет защищает владельца от проклятия. Лично я ношу браслет из голубого бисера и вешаю амулет у своей входной двери.

Самые ранние амулеты от сглаза, найденные при раскопках в современной Сирии, были сделаны из алебастра. Синий цвет пришел позже, из древнего Египта. Кобальт и оксид меди в египетской грязи добавили пигмента, и история Гора, который дал своему отцу съесть свой собственный голубой глаз, придала цветовой резонанс. Греки и римляне донесли эту идею и традицию до Британии, и в настоящее время эта вера распространена в Восточной Африке, Южной Азии и Латинской Америке.

«Ханаан был врачом, которому приписывают искоренение проказы в Палестине, но он также был этнографом и коллекционером».

Мне стало любопытно происхождение амулета, и это было похоже на судьбу, когда через три недели после моей новой работы я узнал, что коллекционеры Генри Уэллкома приобрели более 200 амулетов у Тауфика Ханаана, палестинского коллекционера, для Исторического медицинского музея Уэллкома в 1930-31 годах. Уэллком хотел получить полную коллекцию Ханаана, но Ханаан отказался продавать. Ханаан был врачом, которому приписывают искоренение проказы в Палестине, но он также был этнографом и коллекционером. Ханаан с гордостью упоминает музей в своих мемуарах:

«Этот интерес к изучению фольклора пробудил во мне желание создать коллекцию амулетов и талисманов, используемых в народной медицине для защиты от болезней и лечения. Постепенно у меня появилась самая большая коллекция из Палестины. Сэр Уэллком, основатель медико-исторического музея в Лондоне, услышав о моей коллекции, попросил через своего друга мистера Сент-Джона обеспечить ему такую коллекцию. Я смог отправить ему коллекцию из 220 предметов».

Мы не знаем мотивов Ханаана для этой сделки. Вполне вероятно, что он был в восторге от того, что Палестина должна быть представлена в коллекции престижного мирового бизнесмена. Ханаан публиковал националистические брошюры на английском и немецком языках, пропагандирующие независимость Палестины, и был арестован англичанами за свою националистическую пропаганду в 1939 году. Возможно, он счел своим долгом представить палестинское дело немецким и английским читателям, правительства которых уже выразили поддержку сионистским амбициям создать еврейскую родину в Палестине.

Многие из его пациентов приходили к нему с амулетами, и он рассказывал пациентам о том, что могут сделать амулеты.

Тауфик Ханаан глубоко заботился о своей коллекции амулетов и знал каждый предмет досконально. Он начал собирать деньги благодаря своей врачебной практике. Многие из его пациентов приходили к нему с амулетами, и он рассказывал пациентам о том, что могут сделать амулеты. Он часто покупал их или брал вместо оплаты лечения и лекарств, записывая историю пациента и тщательно каталогизируя новый объект.

Он начал коллекционировать в 1905 году, и к 1947 году у него было около 1400 экспонатов. Этот способ коллекционирования резко контрастирует с Генри Уэллкомом, который к моменту своей смерти собрал коллекцию из 1,5 миллиона предметов через сеть агентов, дилеров и аукционов. Предметы были приобретены компанией crateload, иногда ожидая годами после отправки в Лондон, чтобы их распаковали и каталогизировали. Лишь небольшая часть коллекции была выставлена в Историческом медицинском музее Уэллкома, а остальная часть осталась в магазинах по всему Лондону.

«Стекло производится в Хевроне более 2000 лет, а символ сглаза на ожерелье еще старше: датируется 3300 годом до нашей эры».

Сложная фигура

Ханаан родился в Бейт-Джале, Палестина, в 1882 году. В то время Палестина была османской территорией, но французские и британские дипломаты и миссионеры уже хорошо зарекомендовали себя, создавая институты мягкого империализма. Немцы последовали за ними немного позже, надеясь привить немецкий язык и культурные ценности и укрепить лояльность между Германией и формирующимся палестинским профессиональным классом.

Образование было ключевой частью этой стратегии, и Ханаан получил образование в немецкой лютеранской школе Шнеллера в Иерусалиме и в Сирийском протестантском колледже, ныне Американском университете Бейрута, в обоих миссионерских учреждениях. Он стал самым важным врачом Палестины и плодовитым писателем на такие темы, как медицина, тропические болезни, ботаника и фольклор. Несмотря на то, что он получил образование в западной традиции, он понимал, что бинарное различие между «современной медициной» и «народной медициной» было ложным, и что обе системы дополняли друг друга и были взаимосвязаны.

Ханаан — сложная фигура. Он писал в основном на английском и немецком языках, поднимая вопрос о том, для кого он сохраняет это наследие. Конечно, не те, о которых он писал. Кроме того, большая часть его научных трудов была опубликована Палестинским восточным обществом, основанным западными учеными Святой Земли.

Ханаан был одним из немногих арабских членов, и в его трудах не содержится критики мотивов иностранных ученых, которые его окружали. Тем не менее, многие утверждали, что он использовал их методы этнографии и коллекционирования таким образом, чтобы подорвать их колониальную повестку дня. Путешествуя по Палестине, он записывал фольклор и собирал предметы в надежде создать совокупность знаний, которые настаивали бы на достоинстве Палестины, независимости и принадлежности к этой земле, пусть даже только для западной и академической аудитории.

Ханаан считал своих подданных достойным народом: не этнографическим «другим», а культурой, к которой он принадлежал. Социолог Салим Тамари описал его как «этнографа-нативиста», который писал и собирал материалы, чтобы установить источники легитимности палестинской культуры и национальной идентичности. В начале 20-го века палестинцы начали беспокоиться о притязаниях сионизма и европейского империализма на их землю. Палестинская история была и остается в основном устной традицией, но Ханаан признал, что приближается день, когда нужно будет письменно доказать существование Палестины.

«Путешествуя по Палестине, Ханаан записывал фольклор и собирал предметы в надежде создать совокупность знаний, которые настаивали бы на достоинстве Палестины, независимости и принадлежности к этой земле».

Политика маркировки

В мае 1948 года Тауфик Ханаан вместе с 750 000 другими палестинцами был изгнан из своего дома в ходе этнической чистки, которую палестинцы называют Накбой, или катастрофой. Его семья бежала в Восточный Иерусалим и нашла убежище в монастыре, где они провели два с половиной года. Из окна монастыря Ханаан мог видеть, как сионистские ополченцы разграбили его библиотеку и в конце концов подожгли его дом.

Три рукописи, готовые к публикации, были потеряны навсегда, но предусмотрительность заставила Ханаана перенести свою коллекцию в секретное хранилище в Западном Иерусалиме до начала войны. Амулеты лежали там десятилетиями совершенно нетронутыми, пока его внуки не смогли получить к ним доступ в 1980-х годах. С тех пор коллекция была передана университету Бирзайт в Палестине.

Когда я показывал посетителям амулет из коллекции Wellcome во время своих туров и с гордостью говорил, что он из Палестины, я иногда встречал сопротивление. Некоторые посетители говорили мне, что в Палестине никогда не было арабов, а другие жаловались на меня моему менеджеру за упоминание места рождения амулета.

Несмотря на то, что Хеврон международно признан палестинской территорией, Израиль отказывается определять свои границы и постоянно аннексирует все больше земель. Музеи могут рассматривать маркировку объекта как из Израиля как более безопасный вариант. Однако музеи создают и формируют знания, и поэтому важно, чтобы эти учреждения не стирали слово «Палестина» только для того, чтобы не быть политическими.

Ярлыки о колонизированных местах всегда будут политическими. Музеи должны стремиться полностью понять контекст этих мест и принимать решения о маркировке на основе принципов справедливости и деколонизации.

Амулеты Ханаана гарантировали, что слово Палестина останется в коллекции Wellcome, несмотря ни на что. Ожерелье и коллекция, из которой оно было изготовлено, все еще олицетворяют мечту Ханаана о свободной и независимой Палестине. Они были послами этого дела, отстаивая существование Палестины и ее связь с землей.

Об участниках

Ясмин Абдель Маджид

Ясмин — ассистент по работе с посетителями в Wellcome Collection. Ее образование связано с историей, и она интересуется той ролью, которую музеи играют в производстве знаний. Ее исследования и привлечение общественности сосредоточены на колониализме, окружающей среде, расе и технологиях.

Жаклин Рим Саллум

Жаклин — художница и режиссер. Опираясь на свои палестинские и сирийские корни, ее мультимедийные работы сосредоточены на документировании историй и воспоминаний людей, включая ее семью, которые были раздроблены перемещением и изгнанием. Саллум сняла отмеченный наградами художественный документальный фильм о палестинской хип-хоп сцене «Хип-хоп из рогатки», премьера которого состоялась на кинофестивале «Сандэнс», а также ее экспериментальный короткометражный фильм «Планета арабов», который бросает вызов стереотипам арабов и мусульман в Голливуде.

Оставайтесь в курсе событий

Узнайте, что происходит, прочитайте наши последние истории и примите участие.

Мы используем стороннего поставщика, dotdigital, для доставки наших информационных бюллетеней. Для получения информации о том, как мы обрабатываем ваши данные, пожалуйста, ознакомьтесь с нашим уведомлением о конфиденциальности. Вы можете отказаться от подписки в любое время, используя ссылки в получаемых вами электронных письмах.

https://wellcomecollection.org/articles/X71Z0BMAACMApbYe

Ссылка на основную публикацию